Аргументы Недели → Город М № 1(393) от 16.01.2014

Обрезание парковкам! Удлинение дорогам!

, 17:40

В Москве с апреля этого года парковка может стать на метр короче. Такие изменения в ГОСТ готовится принять Росстандарт уже в феврале. Ранее предполагалось, что водителям придётся потесниться уже в конце 2013 года. Однако необходимые изменения так и не были приняты.

Пространство под нож

На сегодняшний день пока ещё действуют старые нормы по разметке парковочного места. Стандарты гласят, что в длину машино-место должно быть не меньше 7,5 м, а в ширину – 2,5 м. Технически изменения могут вступить в силу уже в феврале, и тогда парковка будет уже 6,5 м в длину. Впрочем, зимой разметкой заниматься никто не будет – сезон перекрашивания дорог начнётся весной, с апреля.

По словам экспертов, такое сокращение позволит увеличить число парковочных мест на 20%. Сейчас число машино-мест на придорожных парковках в городе составляет 33 201. Таким образом, если все их удастся сократить, то водители получат дополнительные 6640 мест. Не такая уж и большая цифра, которая смогла бы повлиять на вопрос с парковкой в столице и особенно в центре.

Поэтому мнения экспертов о полезности этих изменений разошлись. Многие общественные организации этой новостью были обрадованы. В конце концов хоть какое-то увеличение мест без каких-либо затрат из бюджета, которое к тому же не требует многих месяцев строительных работ. Опять же устаревшие стандарты, которые принимались много лет назад, учитывали, что на такое место сможет припарковаться маленький грузовичок. А им, согласно логике, здравому смыслу и городской программе, вообще не место в центре города.

Для владельцев обычных седанов такие изменения, казалось бы, не несут больших проблем. Длина их существенно меньше, чем 6,5 м. Впрочем, по мнению Михаила Блинкина, научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства, это непродуктивное решение.

«Кому выгодно увеличивать число парковочных мест в центре на 20%? Как транспортный инженер, я считаю, что этого делать не нужно. Среднестатистический московский водитель не умеет делать параллельную парковку задом с первой попытки. Чем меньше парковочный лот, тем медленнее столичный обыватель будет загонять туда свой автомобиль. И это означает, что в плотном потоке будут дополнительные точки турбулентности. Человек паркуется, а люди вокруг вынуждены тесниться куда-то левее», – говорит он.

Действительно, можно посмотреть, как люди с большим трудом паркуются на подземных парковках, что существенно проще. Для неопытного водителя такое сокращение пространства – потенциальная угроза попасть хоть и в мелкую, но всё же аварию. Где-то царапнул чужую машину, помял бампер, пока парковался. В результате встали на «аварийку», вызвали инспектора ГИБДД. И вот уже затор становится намного серьёзнее.

Кроме того, такие изменения в ГОСТах никак не влияют в лучшую сторону на проблемы с пробками. Нет никакой разницы, сделают парковке обрезание или нет, – на проезжую часть это никак не повлияет. Наоборот, заявление экспертов о том, что пространства станет на 20% больше (без разговора о конкретных цифрах) даст зелёный свет автомобилистам ехать в центр на личном транспорте. На одну пятую же больше места стало. Отсюда пробки и заторы, пока народ судорожно ищет куда бы приткнуться.

Однако изменения в ГОСТах не единственное сокращение стандартов. Московские власти уже давно хотят внести некоторые поправки в СанПиНы, которые касаются правил размещения парковок рядом с жилыми домами. На сегодняшний день нормы гласят, что стоянку на десять автомобилей можно делать не ближе чем в десяти метрах от дома, если их 10–50, то не ближе чем в 15 метрах. Если парковка на более чем 50 машин, то необходимо дополнительно согласовывать расстояния. Впрочем, пока желание сократить эти нормы лишь на уровне идеи и ничего конкретного не предлагается. Да и строительство парковок рядом с домами, по словам Максима Решетникова, руководителя департамента экономической политики и развития Москвы, в целом завершено. Следовательно, вряд ли можно в ближайшем будущем ожидать здесь изменений.

Пиар-ход

Решить же проблему с пробками, которую не решат изменения в ГОСТы, призвана замечательная цифра – 83 км новых дорог. Именно столько, по словам Марата Хуснуллина,заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, будет построено в 2014 г. в столице.

Цифра 83 км – не совсем ясная. Что она означает? Строительство новой дороги? Реконструкция старой? Расширение улицы? По сути, это пиар-ход. И по большому счёту это не очень чувствительно для реальной транспортной ситуации. А дело в том, что на поверку оказывается, что из этих 83 км действительно новые дороги – это 16 км. Всё остальное – реконструкция магистралей. Поэтому «новыми» их можно назвать с натяжкой. При этом ежегодно эта пиар-цифра только увеличивается, не принося реально видимых результатов.

Причина банальна и проста – мест нет, где можно было бы строить. Во многом это произошло благодаря администрации бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, когда все проектируемые площади под развязки, парковки и дороги были отданы на радость строителям торговых центров.

В итоге оказалось, что сегодня всего лишь 3,5 тыс. км дорожной сети в городе, тогда как в Токио – 26 тыс. километров  Хотя количество жителей там примерно такое же, как в Москве.

Можно вспомнить и другие цифры, которые объясняют отсутствие автомобильного рая в городе. На один списочный автомобиль в столице приходится 24 кв. м асфальтового покрытия общего пользования. Это и улицы, и шоссе, и переулки, и т.д. За океаном, в США и Канаде, эта цифра крутится вокруг 150–180 кв. метров. В старой и тесной Европе поменьше – 80–90. Получается, что, чтобы решить проблемы с парковками и пробками, нужно срочно найти место для десятков тысяч километров действительно новых дорог.

Конечно, если что-то строят – туннель новый или Кутузовский проспект с Можайским шоссе собираются делать бессветофорным, – это здорово, но автомобильного счастья в Москве, очевидно, не будет никогда. Выйти на такие показатели, которые сделают жизнь водителя удобной, – городу не дано исторически. И тут дело даже не в деньгах, а в территории, которой нет.

Очевидно, единственное решение, которое сейчас есть у власти, – обрезать любое пространство. Ждём нового лозунга – в тесноте да не в обиде.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram