В прошлую пятницу Банк России лишил лицензии на осуществление банковской деятельности столичный Инвестбанк. Пострадали при этом не только вкладчики и кредиторы, но и болельщики хоккейного клуба «Спартак», которые теперь могут лишиться любимой команды. Инвестбанк был её главным и практически единственным спонсором.
Уже до нового года мы можем потерять московский клуб, четыре раза становившийся чемпионом СССР, воспитавший братьев Майоровых, Старшинова, Шадрина, Зимина, Якушева и ещё десятки чемпионов, легенд нашего хоккея. На данный момент ситуация такова, что если в ближайшее время «Спартак» не найдёт нового спонсора, клубу придётся просто сняться с чемпионата КХЛ. И не факт, что в ближайшие годы мы увидим красно-белых в элите отечественного хоккея. Даже если спонсор найдётся, скажем, летом, «Спартаку» придётся заново вступать в КХЛ.
Однажды клуб уже побывал в финансовой коме. Летом 2006-го «Спартак» лишился финансирования, и команду расформировали. За дело моментально взялись ветераны красно-белых, которые создали комитет по спасению «Спартака». Поэтому клиническая смерть клуба длилась всего пару месяцев. Уже в сентябре того же 2006 года было объявлено, что его покупают акционеры нескольких столичных банков.
Относительное благополучие «Спартака» длилось чуть больше семи лет. Олигархом клуб не стал, звёзд первой величины даже российского масштаба позволить себе не мог. Однако за это время четыре раза выходил в плей-офф, побеждал в розыгрыше Кубка Гагарина куда более благополучные «Динамо» и СКА. Успели в столичном клубе вырастить и смену. В прошлом году молодёжная команда красно-белых дошла до финала МХЛ, и только в седьмом матче серии уступила «Омским ястребам».
В пятницу этому благополучию пришёл конец, и теперь «Спартаку» просто не на что жить. Пока спасение клуба ограничивается открытыми письмами ветеранов и болельщиков. Новых инвесторов не видно. КХЛ вроде бы обещает помочь. Но требует гарантий, что «Спартак» вернёт долги. А таких гарантий пока дать никто не может. С другой стороны, «Спартак» в последнее время был для лиги проблемным клубом. Главным образом из-за старого дворца спорта. КХЛ не один и не два раза предупреждала клуб о том, что ДС «Сокольники» не соответствует регламенту. Даже несмотря на то, что требуемые пять с половиной тысяч болельщиков он вместить может.
Там нет фойе, какие-то расстояния между рядами критичны для пожарной безопасности. Однако спартаковские болельщики считали и продолжают считать свой дворец самым уютным. В последние годы на матчах была великолепная атмосфера, на трибунах становилось всё больше детей. Практически исчезли матерные кричалки, причём даже на дерби, когда во дворец спорта «Сокольники» приезжали фанаты московского «Динамо» и ЦСКА.
Этот дворец – старейший в Москве, крышу над ним возвели ещё в 1973 году, а первая ледовая площадка с трибунами здесь стояла с 1956 года. Да, дворец, можно сказать, собирали как конструктор, он, безусловно, устарел, однако все эти годы исправно принимал зрителей. Между тем самый лучший хоккейный дворец в Москве, ДС «Мегаспорт» на Ходынском поле, построенный к чемпионату мира 2007 года и открытый в декабре 2006-го, сейчас закрыт. Весной этого года там были обнаружены дефекты несущих конструкций. До сих пор не могут разобраться, кто в этом виноват: то ли проектировщики, то ли строители, то ли торговый центр, который задумали возводить в нескольких метрах от арены.
В итоге так и не ясно, откроется ли «Мегаспорт» вообще. А старый дворец спорта «Сокольники» и не закрывался ни на один день.
Получается, что «Спартак» в одночасье стал никому не нужен. Акционеры исчезнувшего банка пока не проявляют никакой активности, а КХЛ сейчас смотрит на Запад, в Европу. С этого года в лиге играет хорватский «Медвешчак», со следующего сезона в неё вступает финский «Йокерит». Серьёзные переговоры идут со шведским «Мальмё». Всё это именитые клубы с отличными аренами. Но они – не наши.
Никто не виноват, что «Спартаку» сейчас практически приходится просить милостыню. Весь наш спорт стоит на спонсорских деньгах. И благополучие того или иного клуба напрямую зависит от финансового здоровья его инвестора. И если инвестора вдруг не стало, это не повод бросить клуб на произвол судьбы.
Уже пошли разговоры о том, что для Москвы три клуба – много, вполне хватит «Динамо» и ЦСКА. Вряд ли с этим согласятся болельщики красно-белых, которые в одночасье могут лишиться любимой команды. Скорее спартаковский кризис – это очередной тест. Действительно ли наш хоккей вышел на новый уровень, как совсем ещё недавно вещал в рекламных роликах КХЛ Яромир Ягр? Действительно ли проблему клуба, не по своей воле попавшего в кризисную ситуацию, можно решить всем миром? Решить, а не дотянуть как-нибудь до конца сезона, а потом тихо забыть и бросить.