В Москве продолжается курс на уничтожение малого и среднего бизнеса. В течение года собираются закрыть 26 рынков. Об этом недавно заявил глава департамента торговли и услуг столицы Алексей Немерюк. На их месте должны появиться транспортно-пересадочные узлы, паркинги, торговые центры и новые дороги. В итоге в столице останется лишь 30 базаров.
Примечательно, что только один из попавших в опалу рынков будет переделан на современный лад. Им станет сельскохозяйственный рынок на пересечении Ореховского бульвара и Каширского шоссе, рядом со станцией метро «Домодедовская». По мнению А. Немерюка, с развитием сетевых магазинов в городе интерес к базарам у покупателей постепенно пропадает. Впрочем, чего ожидать, если столичные власти довели ситуацию с рынками до белого каления и продолжают её нагнетать?
Прискорбно, что руководству города плевать на людей, которые работают на базарах на законных основаниях. Безразличны им и москвичи, которые затовариваются там теми продуктами, которых не сыскать в супермаркетах. В пользу рынков горожане неоднократно приводили такие аргументы, как широкий выбор, уверенность в том, что берёшь свежий натуральный продукт, а также возможность выбрать действительно именно тот товар, который необходим, к тому ещё и дешевле, чем в магазине. Например, не придёшь же в супермаркет с просьбой отрубить от тушки животного именно нужные куски. Всё, что упаковано или лежит на прилавке, – пожалуйста.
При этом городские власти сознательно убивают один из факторов, который красит рынки, – низкие цены. Очевидно, что с сокращением числа торговых точек произойдёт рост цен на продукты. Желающих торговать не убавится – вот только места для них станет вдвое меньше. И как знать, не ухудшится ли ситуация в будущем?
Того же мнения придерживается лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Кроме того, он предупреждает об опасности такого курса: «Это политика безумная, потому что по всем прогнозам ожидается рецессия, экономический спад. В этих условиях нужно открывать новые продовольственные рынки. И таким образом развивать конкуренцию на них».
Логично, что при большем выборе покупатель всегда выигрывает. Тем более что в соревновательных условиях между рынками, магазинами, супермаркетами цены скорее будут падать, а качество товара и обслуживания расти. А не наоборот. Зачем ходить к хамоватым продавцам, если у тебя есть из чего выбирать? Зачем заморские, хоть и красивые, но восковые яблоки, когда можно купить у бабушки на рынке антоновку?
«Отсутствие рынков, конкуренции ведёт и к сокращению рабочих мест, и к росту цен. Сегодня правительство Москвы делает всё, чтобы город вошёл в ситуацию с экономическим кризисом наименее подготовленным. Эту политику никак не объяснить разумными аргументами. Разве что всё это делается в угоду крупным торговым сетям», – говорит С. Митрохин.
Некуда идти
Действительно, альтернативы закрытым рынкам правительство города не предлагает. Ведутся разговоры о строительстве гигантских агрокластеров, которые будут принимать товары из Белоруссии, Украины, Польши, Турции и Казахстана. Всё это, конечно, здорово, вот только с розничной продажей ничего общего не имеет. Тем более что подобные кластеры нужны были ещё вчера, а строить их начнут не раньше 2015 года. И возводятся они в угоду опять же крупным торговым сетям. Малый и средний бизнес останется за бортом в игре крупных игроков, которые забьют московский рынок товарами, обработанными всем, чем можно и нельзя, чтобы долгое время лежать на складах, а потом и на прилавках.
«Попробуйте пропихнуть в торговую сеть товар из Узбекистана или Азербайджана – сетевой менеджер скажет, что ваш товар нестандартный. Например, яблоки должны быть одного калибра, цвета, в определённой упаковке и т.д. Естественно, мелкие сельхозпроизводители не могут выполнять такие требования. И не всегда такая некалиброванная продукция имеет популярность у населения. Поэтому им место на рынке. Если их убрать – мы получим пластмассовые овощи и фрукты, которые прекрасно выглядят и лежат месяцами, но которые есть нельзя», – рассказывает Роман Жигульский, председатель координационного совета некоммерческого партнёрства «Содействие предпринимателям-арендаторам».
Травись на здоровье
Условный рыбак не может себе позволить ловить рыбы больше, чем он сможет продать на базаре. Товар испортится, станет хуже – потеряет клиента. Репутация для рыночного торговца – его хлеб. Если что-то нарушает, то отвечает по всей строгости закона и заступиться за него некому.
Другое дело крупные гипермаркеты или сетевые магазины. Перебил дату изготовления на упаковке и продаёшь товар дальше. Нарезал развесную «подуставшую» колбасу, запаковал её в лотки с логотипом магазина и обернул целлофаном – всё, запаха не учуешь – и продаёшь под видом свежего продукта. Так же поступают и с рыбой. Если такой мухлёж вскроется, ну что же – есть целый юридический отдел, который издержки сведёт если не к нулю, то к минимуму в суде. При этом нет страха потерять клиента. Магазинов по всей Москве – хоть отбавляй. Да и выбор у гражданина отнимают потихоньку.
Некачественного товара, по словам экспертов, в столице с избытком. И заслуга эта скорее принадлежит крупным сетям, чем рынкам. Причина тому – издержки при транспортировке и хранении. Чтобы их как-то сократить, производители и торговые сети снова прибегают к ухищрениям, а то и к откровенному вранью, когда пишут состав продукта. Как следствие – на прилавках магазинов полно молочной продукции, в которой используются жиры растительного происхождения. А они не только удешевляют производство товаров, но и наносят серьёзный вред здоровью.
Рынки нужно не закрывать, а модернизировать. Делать более удобными для покупателя. Да, возможно, сейчас они выглядят непривлекательно: на них есть и люди, работающие без санитарных книжек, разрешений. И в целом они стали ассоциироваться с лицами кавказской национальности, которые ведут полулегальные, а то и преступные дела. Но это проблема не рынков, а проблема контроля и организации работы предприятия.
По сути, власти Москвы такими действиями расписываются в собственном бессилии решить продовольственные проблемы. Конечно, проще контролировать пару-тройку операторов розничного ретейла, чем заниматься десятками отдельных рынков и тысячами магазинов. Да и здесь им порядок в полной мере наладить не удаётся.
В итоге запрет любого чего-то более-менее работающего приводит к уходу в тень и всё дальше от контроля и закона. Есть вероятность того, что начнут появляться неофициальные рынки. При том уровне коррупции, который царит в полицейских кругах, их возникновение не будет нонсенсом. Кроме того, на такой волне не за горами очередной виток популярности нелегальных рынков, которые торгуют именно просроченным товаром. Да ещё и в открытую. Но если в народе мэру дают уже фамилию Собянин-Ашанский, стоит ли рассчитывать, что политика в сфере торговли будет ориентироваться именно на покупателя, а не на сетевой ретейл?