Аргументы Недели → Город М № 45(387) от 21.11.2013

Исполнению не подлежит

, 16:46

Рабочая группа Центра разработки национальной алкогольной политики планирует обратиться к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой помочь в организации сети безалкогольных кафе в столице. А недавно опять заговорили об идее поднять возраст, с которого разрешено покупать спиртное – с 18 до 21 года. Среди других инициатив в рамках так называемой антиалкогольной кампании – запрет пропаганды сцен распития спиртного на кино- и телеэкранах и реальный, а не номинальный запрет на продажу алкоголя через Интернет.

Недавно названые инициативы поддержал главный нарколог страны Евгений Брюн: «Показывать постоянно по телевизору пьянку – непозволительно». Поэтому специалист положительно отнёсся и к идее увеличения возрастного ценза на продажу спиртного. Напомним, сегодня штрафы за однократную продажу винно-водочных изделий несовершеннолетним составляют от 30 до 50 тыс. рублей – для граждан. От 100 до 200 тысяч – для должностных лиц. От 300 тыс. до полумиллиона рублей – для юридических лиц.

Руководитель лаборатории токсикологии НИИ наркологии Минздрава РФ, доктор медицинских наук, профессор Владимир Нужный оптимизм Евгения Брюна не разделяет: «Законы нужно принимать такие, которые возможно реализовать. Что касается 21 года: возможно, в Москве будут в нескольких точках проверять паспорт, но столица очень большая. А на присоединённых территориях это вообще маловероятно. К тому же преграду эту легко обойти с помощью подставных лиц. За 5 рублей попросить купить бутылку не составляет труда. Я не говорю, что эта инициатива плоха. В идеале всё это хорошо, но в стране и в нашем мегаполисе сейчас это нереализуемо!»

Так, по некоторым данным, несмотря на запрет продажи алкоголя рядом с учебными заведениями, порядка 20% школьников регулярно употребляют спиртные напитки. Депутаты откровенно говорят, что если у нас не работает запрет на продажу до 18 лет, то не будет работать и до 21 года.

Не пущать

Гораздо больше вдохновения у экспертов и авторов антиалкогольных инициатив вызывает запрет пропаганды сцен, демонстрирующих распитие спиртных напитков на теле- и киноэкранах. Один из авторов инициативы – депутат Николай Герасименко поясняет: «Сейчас во всех фильмах и молодёжных сериалах герои всюду пьют. А у нас «воспитанием» детей занимаются не столько школа и родители, а в основном телевидение и Интернет.

Дети смотрят эти фильмы, видят красивых женщин и мужчин, пьющих и якобы успешных. Подростки не понимают, к чему это приводит в конце концов. Так и начинают идти по жизни с пивом, с водкой. Я предлагаю ввести по аналогии с антитабачным законом ограничение на показ сцен распития алкоголя в новых фильмах, если эта сцена не является сюжетообразующей».

На вопрос, кто и как будет определять, является ли основой сцены употребление спиртного, депутат ответил, что можно создать специальную комиссию: «Есть Союз кинематографистов, Союз театральных деятелей».

А вот что же делать с уже существующими фильмами, эксперты знают. Фильмы, уже ставшие классикой, где удалить сцены с алкоголем очень сложно или даже невозможно, надо снабжать бегущей строкой, где предупреждается о вреде употребления алкоголя и табака, рассказывает глава Центра разработки национальной алкогольной политики, также являющегося инициатором запрета пропаганды сцен распития спиртного, Павел Шапкин: «Вообще вся эта кампания рассчитана не на взрослых людей со сформировавшейся психикой, взглядами на жизнь, а на подрастающее поколение, на детей, которые должны вот сейчас для себя делать выбор».

«У детей и подростков до 18 лет длится период формирования поведения посредством подражания, постройки каких-то образов. Допустим, такой образ будет с телеэкрана ликвидирован. Но кругом полно соблазнов. А с 18 до 20 лет формируется адекватное самостоятельное восприятие действительности», – говорит В. Нужный.

Получается, что до 20 лет родители и опекуны должны строго следить за тем, что окружает их ребёнка. Правда, начиная лет с 17 делать это довольно сложно. Каждую осень Москву и другие большие города наполняют стайки новоиспечённых студентов. Многие из них приезжают издалека и видят своих родителей максимум раз в год. Контролировать чад невозможно.

Альтернатива есть

Надо учить людей отдыхать по-другому, считает Павел Шапкин: «Для этого дать подросткам какую-то альтернативу, скажем, проводить значимые события без употребления алкоголя. Мы предлагаем создать сеть безалкогольных кафе, где люди чувствовали бы себя комфортно, отдыхали бы там, знакомились друг с другом, но при этом не пили бы и не курили. Там должна быть нормальная анимация.

С финансовой точки зрения здесь необходима помощь губернаторов, которые могли бы стимулировать инвесторов, подрядчиков, выделить помещения. Так, мы планируем обратиться к мэру Москвы Сергею Собянину с соответствующим предложением. Потому что без поддержки столичных властей с точки зрения льготных условий аренды или выделяемых помещений очень сложно людей стимулировать. Ведь сначала их нужно научить. Потом это станет популярно, люди в очередях стоять будут, откроются новые кафе. А сейчас мы хотим сделать пилотный проект в Гостином Дворе».

Перед Россией, как известно, стоит задача – к 2020 г. снизить уровень потребления алкоголя на 55%. Названные антиалкогольные инициативы, видимо, призваны помочь в её решении. Однако эксперты в этом сомневаются. «Говорят, это поборет алкоголизацию. К алкоголизации это вообще никакого отношения не имеет. Нам приводят в пример финнов, шведов. Давайте для начала сравним качество жизни нашего населения и финского, норвежского, шведского, уровень их медицины, и не только. А ведь уровень алкоголизации определяется как раз качеством жизни населения», –рассуждает руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Пока, увы, о хорошем качестве говорить не приходится. Возьмём продажу алкоголя через Интернет. Согласно закону, она запрещена, но везде существует. Вадим Дробиз подчёркивает: «Через Интернет продаётся гигантский объём нелегальной, суррогатной продукции. Называется она дубликатной. Конечный потребитель не знает об этом, а вот оптовый покупатель в курсе. Более того, в нелегальном сегменте находится 65% производства и реализации алкоголя в нашей стране. И только 35% легальной. Даже если её будет производить госсектор, если мы говорим о госмонополии, 65% всё равно остаётся у подпольной отрасли. Поэтому я считаю, что все антиалкогольные инициативы – это чисто имиджевые программы для чиновников и депутатов».

И превратятся они в реальные, только когда станут частью программы по оздоровлению нашего общества. Говорит профессор Московской духовной академии, писатель, отец Андрей Кураев: «Это должно быть общество открытых возможностей, с честной конкуренцией. Человек должен видеть, что образование, которое он получает в возрасте как раз с 18 лет до 21 года, даст ему преимущество в честной конкуренции, а не закулисной, что общество готово принять его инициативу, услышать его и в качестве частного предпринимателя, и в качестве учёного, фрилансера и так далее. Тогда это будет альтернатива».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram