В Москве в районе промзоны Нагатинского затона в ближайшее время начнут строительство нового жилого микрорайона. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, эти дома обеспечат жильём чуть больше шести тысяч человек. Кроме того, появятся бизнес-центры, детские сады, школы и спортивные объекты.
Напомним, что проект по реконструкции Нагатинского затона был разработан и принят ещё в 2012 году. Согласно планам, эта территория полностью преобразится только к 2026 году.
Всего в зону интереса строителей попала земля площадью 422,3 тыс. кв. метров. По большей части это территории, которые арендуют ОАО «Московский судостроительный и судоремонтный завод», а также ОАО «Речников инвест». На владениях последнего как раз и будет проходить первая очередь застройки. Там появятся половина жилых домов, которые планируют возвести в микрорайоне; детский сад на 220 мест, школа на 550 мест; один из трёх офисно-деловых центров; гараж на 1631 машино-мест (лишь бы без статуса «народный»), а также пожарное депо.
Выглядит достаточно оптимистично, хотя уже здесь можно искать некоторые недочёты. Например, сейчас не действуют такие строительные нормы и правила (СНиП), которые гарантировали бы возведение школы с определённым количеством мест на тысячу жителей. Согласно отменённому пункту СНиП II-К.2-62, их были обязаны возводить из расчёта 150 мест на тысячу жителей. Сейчас же эти параметры носят скорее рекомендательный характер. По словам специалистов, сегодня в столице, как правило, 107 мест на тысячу жителей. Но даже под эту минимальную норму новый микрорайон не попадает. По плану здесь будут проживать порядка 6100 человек, а значит, и школьных мест должно быть минимум на 100 больше, чем хотят сделать сейчас.
Понятно, что территория Нагатинского затона не будет огорожена колючей проволокой и родители всегда могут отправить своё чадо в школу в соседнем микрорайоне. Однако не все будет рады ежедневно переживать за своих первоклашек, которые будут вынуждены кататься на общественном транспорте. Это – лишние расходы для молодых семей.
Менделеевский затон
Впрочем, микрорайон подкупает своей многофункциональностью. Со временем там появятся не только социально значимые объекты вроде детско-взрослой поликлиники, многофункционального центра, часовни, спортивного комплекса и т.д., но и три бизнес-центра. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, этот проект не только даст жилые места, но также обеспечит население примерно семью тысячами рабочих мест. Однако строителям придётся постараться, чтобы не превратить округу в причину транспортного коллапса. По плану гаражи, конечно, будут, но сколько парковочных мест будет обеспечено – не говорится. Но это не единственная опасность строительства жилого микрорайона на месте промзоны. Куда хуже дела обстоят с экологией.
«Этот район для меня – символ загрязнённости московского воздуха. Ещё 20 лет назад в районе Остоженки на набережной было превышение ПДК по тяжёлым металлам и солям в 35 раз, а во дворах, где листья, песок, детские площадки, – там это превышение было в 45 раз! Но когда эти цифры услышал профессор физико-математических наук В. Асмус, то рассмеялся. Он занимался вопросами зондирования земли из космоса. По его словам, выходило, что реальное превышение ПДК вредных веществ в районе автозавода ЗИЛ – почти в 562 раза!» – рассказывает Алексей Клименко, историк архитектуры. В том числе это связано и с некачественными ГСМ, которыми пользовались на заводе. В итоге было отравлено всё вокруг: вода, почва, стены.
Кроме того, это нижняя часть Москвы-реки, которая невероятно загрязнена. И чем южнее, тем соответственно хуже дела с экологией. Плюс ко всему там располагаются шлюзы, которые задерживают всё то, что несёт через город Москва-река. Вдобавок в Кожуховском протоке достаточно серьёзные донные отложения. В них собрана практически вся таблица Менделеева.
Это доказывают недавние исследования, которые проводил Гринпис. В июне этого года было взято десять проб. Каждая из них показала превышение безопасных концентраций тяжёлых металлов, марганца, меди, алюминия, стронция, серы, нефтепродуктов, а в некоторых местах и ртути. Три такие пробы были взяты в непосредственной близости от автомобильного завода ЗИЛ. А Нагатинский затон расположен от него буквально в трёх километрах и находится непосредственно на берегу Москвы-реки.
«Многие мои знакомые и друзья, которые проживали в зоне этого экологического неблагополучия, погибли от рака. Не думаю, что с тех пор как ЗИЛ перестал работать на полную мощность, что-то сильно изменилось с чистотой почвы и воздуха в лучшую сторону», – делится А. Клименко.
От экологии не скрыться
Для заражённой экологии совершенно не имеет значения – находится ли этот квартал или улица рядом с источником заражения. По мнению А. Клименко, если бы у руководства города была бы хоть капля совести, они бы уже давно объявили кампанию по экологической очистке Москвы. Но этого не происходит. Потому что не борются с первопричиной загрязнений. Поэтому любая рекультивация земель в Нагатинском затоне хоть и нужная вещь, но в целом бессмысленна до тех пор, пока на территории ЗИЛа есть предприятия, которые отравляют всё вокруг. В том числе и своими сбросами отходов в воду.
Конечно, должна быть чрезвычайно тщательная и принципиальная санация земель в промзонах. Это одна из сложнейших и ответственных частей при стройке в таких местах. Но её действительно необходимо проводить и контролировать на всех этапах. Зачастую компании, которые занимаются вывозом грунта, попросту сбрасывают отравленную почву в Подмосковье – подальше от людских глаз. Что означает перекладывание проблемы с больной головы на здоровую.
Поэтому пока этим вопросом не займутся в комплексе, можно сколько угодно слушать соловьиные трели риелторов о том, насколько какой-либо район «зелёный», многофункциональный и удобный. А район потом назвать именем Д.И. Менделеева.