Аргументы Недели → Город М № 43(385) от 07.11.2013

Власть ударит по газам

, 16:50

Автовладельцев ждёт новая порция неприятностей от чиновников. Вдобавок к транспортному налогу власти хотят ввести новые поборы – экологические. Содержать старые «Жигули» станет дороже, чем новую иномарку.

Тариф на ветошь

Государство давно осложняет жизнь автомобилистам. Два года назад чиновники ввели акциз на бензин. Чем старше машина, тем больше приходится платить. Со следующего года акциз для топлива пятого класса составит 5,7 тыс. руб. за тонну, третьего – 11,1 тыс. рублей. В первой половине 2000-х гг. появился транспортный налог. Чем мощнее двигатель, тем большую сумму выкладываешь. Автомобиль с мотором в 200 лошадиных сил обходится в 1,3 тыс. руб. в год, в 260 лошадиных сил – в 2,2 тыс. рублей. Вдобавок регионы при желании могут увеличивать налог в 10 раз. Москва этим правом охотно воспользовалась. В столице ставки в зависимости от мощности двигателя в 5–10 раз выше федеральных.

Теперь правительство придумало новую напасть – экологическую. Чтобы защитить воздух, транспортный налог собираются изменить. Платить придётся не только за лошадиные силы, но и за возраст автомобиля. Точная формула пока не утверждена. Вероятнее всего, к налогу добавят повышающие коэффициенты, которые заставят раскошелиться владельцев старых машин с «грязными» двигателями. К тому же чиновники вводят ещё один новый для страны тип поборов. С автовладельцев собираются драть деньги за выбросы углекислого газа. Чем больше авто намотало километров и выработало CO2, тем солиднее сумму придётся выложить в государственную казну.

Вариантов расчёта этого налога множество, но все они сводятся к одному. Платить за старые машины придётся больше. Возможно, больше в 5–10 раз. Это серьёзный удар по автомобилистам. Половина легковушек в России – старше 10 лет. В Москве ситуация другая. Городскому автопарку в среднем 9 лет. Столько же – немецкому. В США машины на два года моложе. Зато в Москве больше совсем древних легковушек. То есть старше 10 лет. Примерно треть из 4 млн. авто.

Углекислый миф

Вроде бы экологический налог – дело нужное. Особенно в Москве. Вредных веществ в атмосфере тут на 20–30% больше, чем в среднем в мировых мегаполисах. Промышленность в городе почти загнулась, поэтому доля выбросов автотранспорта в воздух достигает 80–90%. Каждый год машины выделяют порядка 1 млн. т угарного газа, азота, диоксида серы. При этом разница в загрязнении у старых и новых авто огромная. Современные машины класса Евро-4 портят атмосферу в 2–3 раза меньше, чем советские легковушки. И всё равно к чиновникам, придумавшим экологические поборы, есть вопросы.

Во-первых, автопарк в стране понемногу обновляется и без налога. Население покупает почти 3 млн. новых легковушек в год. Государство процессу способствует. Казна тратит на поддержку автопрома 100 млрд. руб. в год. Субсидирует производство современных машин, оплачивает часть процентов по кредитам на их покупку. На экологической ситуации это сказывается самым непосредственным образом. Все авто, произведённые в стране с 2012 г., соответствуют стандарту Евро-4. Со следующего года заводы должны перейти на Евро-5! Значит, вред природе, наносимый легковушками, будет только уменьшаться. В Москве, по данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды, количество автомобильных выбросов расти уже перестало.

Во-вторых, непонятно, почему чиновники хотят ввести налог именно на углекислый газ. Тема борьбы с СО2 модная, но людям такие выбросы не вредят. Взять столицу. Даже по уровню действительно опасного вещества – оксида углерода – Москва на хороших позициях. Содержание СО в воздухе стабильно низкое. Куда хуже с сероводородом и диоксидом азота, бурым газом. Последний – настоящая беда. Он портит лёгкие и вызывает кислотные дожди. Из-за автомобилей количество бурого газа в атмосфере над Москвой растёт на 3–5% в год. Причём не только на магистралях, но и в жилых кварталах. Не лучше ли сосредоточиться на настоящих угрозах экологии, чем бороться с сомнительным с точки зрения вреда СО2?

В-третьих, в странах, где экологический налог существует, у водителей обычно есть выбор. Они могут купить мощную машину на бензине и платить много. А могут приобрести лёгкое гибридное авто, питающееся от электрической розетки. Такие легковушки не вредят. Налог с них обычно не платят. К примеру, в Германии от сборов избавлены авто, выделяющие менее 120 г углекислого газа на километр. Более того, владельцам старых машин там субсидируют покупку новых. В России возможности ездить на электрических гибридах попросту нет. Нет заправок, на которых можно подзарядиться. Максимум, что может сделать водитель, – перейти с бензина на газ.Но платить налог всё равно придётся. Давать льготы владельцам маломощных и почти безвредных машин правительство не собирается.

Удар по дачникам

Наконец, главное – социальный момент. Больнее всего новый налог ударит по малообеспеченным людям. Именно они владеют основной долей старой техники. Москва не исключение. «Конечно, некоторые «вёдра с гайками» проданы по доверенности за 100 долларов нелегальным бомбилам. Но большая часть ветхих машин принадлежит немолодым небогатым жителям нашего города. Авто для дачи. Классический случай пенсионеров», – объясняет научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Денег на новую легковушку у стариков нет. Ввести экологический налог – значит вовсе лишить их автомобиля.

В общем, власти снова решили залезть в карман к самым беззащитным. Причина понятна. Бюджет страны трещит по швам из-за масштабных трат на оборонную программу и спортивные мероприятия. Казне нужны деньги – чиновники решили срубить их с населения. Заодно новый налог поможет автоконцернам. В этом году продажи у них упали на 7%. Экологические поборы с автохлама – хороший способ поднять спрос на новые автомобили.

Что касается Москвы, у города есть более серьёзные транспортные проблемы, чем выбросы. Она задыхается в пробках. Средняя скорость движения на улицах опустилась ниже 25 км/ч и продолжает падать. Не за горами полный транспортный коллапс. В такой ситуации нужно уменьшать общее количество автомобилей – и старых, и новых. Кое-что власти делают. К примеру, пересаживают москвичей на общественный транспорт. Для этого открыли 14 выделенных автобусных полос. Теперь в спальных районах можно быстро добраться до метро. С лишними  машинами нужно бороться. Но пенсионеры – последние, за счёт кого стоит их количество уменьшать.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram