Вопрос городской парковки в последнее время стал для Москвы одним из приоритетных. Количество автомобилей в столице значительно превышает число отведённых для них мест, особенно в центре. Это заставляет городские власти придумывать всё новые пути для оптимизации пространства.
Длина – имеет значение
Одной из самых нетривиальных за последнее время инициатив можно назвать идею уменьшения длины парковочного места с 7,5 до 6,5 метра. Для этого в ГОСТ будут внесены изменения, согласование которых сейчас идёт в Росстандарте. В ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» уверены, что такое нововведение жизнь автолюбителям не усложнит.
В то же время эксперты предполагают, что ряд технических сложностей возникнуть всё же может. «Большая часть московских автомобилистов и особенно автомобилисток не умеют выполнять упражнение «параллельная парковка», – говорит Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. – Когда парковочное место станет ещё меньше, часть граждан столкнётся с большими трудностями. Хотя не исключено, что уменьшение размера парковочного места заставит неумелую часть московских водителей наконец научиться выполнять это очень полезное упражнение».
По словам Михаила Блинкина, решение уменьшить парковочное место соответствует европейским трендам и в целом может неплохо отразиться на ситуации в центре города. Так, внедорожник теперь будет занимать уже два парковочных места, и его владельцу придётся платить за него в два раза дороже. Возможно, новая мера поможет москвичам избавиться от скверной привычки ездить в театр или консерваторию на огромном автомобиле, предназначенном для барбекю или охоты.
Вместе с тем мера по уменьшению парковочного места хронических проблем города всё же не решает. Территории, которые в своё время были зарезервированы для парковок, стоянок, дорог, развязок и даже бульваров, давно использованы ещё командой Лужкова под точечное строительство. Таким образом, сегодня мы имеем дефицит перехватывающих парковок и ощутимые штрафы для автомобилистов. По мнению Вячеслава Лысакова, депутата Госдумы, лидера партии «Автомобильная Россия»,в этих условиях один из перспективных вариантов – создание так называемых револьверных парковок в торце домов. Они занимают мало места и позволяют хранить автомобили на минимальном участке земли.
Авто погонят со двора
Не менее любопытная инициатива – это создание в Москве кварталов нового типа. Главная особенность такой застройки будет заключаться в том, что автомобилисты не смогут парковать свои машины во дворах. Паркинги вынесут за их пределы. Кварталы нового типа планируется строить на территории завода ЗИЛ, в Тушино, далее – в посёлке Коммунарка, Рублёво-Архангельском и Сколково. А первый такой проект уже реализован на Базовской улице в Западном Дегунино.
Представители компаний-застройщиков уверяют, что возможность проезда внутрь двора у жителей домов всё-таки будет. Сначала необходимо проехать шлагбаум, после чего можно высаживать детей или загрузить вещи. Однако парковать машину внутри такого квартала нельзя. Планируется, что снаружи, за пределами дворового пространства, расположатся плоскостные парковки, а рядом с ними – многоэтажные, где можно купить или арендовать место.
Важно отметить, что в условиях высокой стоимости одного парковочного места (не менее 350 тыс. рублей в «этажерке») предложение властей вызывает нарекания. «Услуга, стоимость которой соизмерима со стоимостью автомобиля, – это абсолютная бессмыслица, – считает Вячеслав Лысаков. – Это не проходной вариант, и я категорически против таких решений. Во всём цивилизованном мире рядом с подъездом предусмотрены парковочные места и для жителей, и для гостей. Думаю, что сначала надо спросить непосредственно у людей, удобно ли им это будет или нет».
Эксперты не исключают также, что со временем часть автовладельцев из таких дворов будут вынуждены ставить автомобили вдоль ближайших дорог, и это вряд ли положительно скажется на улично-дорожной сети.
В центре проблемы
Ещё одна, на этот раз вполне ожидаемая, новость касается возможного расширения зоны платной парковки вплоть до Садового кольца. В течение месяца московские власти должны решить этот вопрос более детально. Большинство транспортников уверены, что сохранять в таком мегаполисе, как Москва, режим бесплатной парковки действительно абсурдно и технически становится все менее возможным. «Во всех странах парковка жёстко отрегулирована и, конечно, она платная, – говорит Михаил Блинкин. – Если этого не сделать, город встанет в вечной пробке».
«Это мировая практика, – соглашается Вячеслав Лысаков. – Во многих городах в центр либо не пускают автомобили, либо стоимость парковки там действительно обходится в серьёзную сумму». Вместе с тем, подчёркивает депутат, сегодня необходимо мотивировать водителей не ездить куда ни попадя. Людям нужна альтернатива, например, достаточное количество перехватывающих парковок. Кроме того, цена за стоянку должна быть приемлемой. Так, в Германии в зависимости от близости к центру парковка стоит 1–1,5 евро в сутки. Московские расценки, к сожалению, пока гораздо выше и доступны не всем. Таким образом, введение полностью платных парковочных мест в пределах Садового кольца – мера неизбежная, но вместе с тем требующая детальной проработки.