Аргументы Недели → Город М № 40(382) от 17.10.2013

Надо дружинить, ребята

, 17:57

Госдума намерена ввести штрафы за неповиновение народным дружинникам. Это решение планировалось ещё до столичных беспорядков. С другой стороны, сегодня и сам дружинник за превышение полномочий может быть оштрафован. За рамками законодательного процесса пока остаются другие жизненно важные вопросы: должен ли быть вооружён добровольный помощник московской полиции? Если да, то чем? И как застрахован?

Решение назрело

Если вы не подчинитесь народному дружиннику, то заплатите штраф от 500 до 2500 рублей. Если дружинник нарушит ваши права, то будет наказан от 1 до 3 тыс. рублей. Конечно, это в том случае, если законопроект будет принят. У многих он, однако, вызывает недоумение. По нынешним правилам дружинники должны патрулировать улицы только в сопровождении вооружённого сотрудника полиции. Как в таком случае не подчиниться народному дружиннику? Это ведь автоматически означает не подчиниться и полицейскому, а это уже статья. А не административный штраф! С другой стороны, если дружинник без полицейского поблизости вдруг потребовал у вас что-нибудь – то с какой стати вы станете слушаться постороннего человека с красной повязкой? Например, показывать ему свои документы?

«В общем, все эти камуфляжные полумеры – ничто без решения главного вопроса, объёма особых полномочий дружинника, – уверен правозащитник Геннадий Гудков. –За 20 лет тут так и не смогли найти компромисс. Без полномочий дружинник не должен требовать документы в развёрнутом виде. Он не может пресечь нарушения общественного порядка. А вот если дать ему полномочия, то возникнут опасения, что охранники получат неконтролируемые права и будут направо и налево использовать их, например, против оппозиции.

А если не дать полномочий – всё будет только для галочки. А помощь государству в охране правопорядка, увы, уже требуется! Кроме спальных кварталов. Добровольные помощники нужны на границе, нужны егерям, инспекции по делам несовершеннолетних, службе профилактики, Федеральной миграционной службе. И так далее. Сейчас на охрану общественных мероприятий в огромных количествах привлекают частных охранников. Но их правовой статус при этом абсолютно отсутствует, не действуют страховки, гарантии. Если что-то случится с сотрудником полиции – выплаты предполагаются немалые. Если с добровольным помощником – нет».

Только без самосуда

Граждане платят достаточно налогов, чтобы содержать обычную полицию, без всяких дружинников – есть и такая точка зрения. «Для охраны порядка мы содержим профессионалов, – подчёркивает адвокат Владимир Жеребенков. – Не вижу смысла привлекать ещё и общественников, которые не знают законов, не имеют профессиональных навыков и морально-волевых качеств. Будут конфликтные ситуации: почему какие-то люди предъявляют претензии, прикрываясь словом «общественник»? А граждане у нас сегодня настроены агрессивно. Все эти дружины могут скорее перейти к самосуду, чем к оказанию реальной помощи».

Эта же проблема беспокоит и Николая Безбородова, генерал-майора авиации, депутата ГД четырёх созывов: «Сегодня при нынешней коррупции многие полицейские оказываются втянуты в разборки и вместе с нарушителями прав устанавливают свои порядки, я боюсь, что посредством дружин мы раскрепостим бандитизм. Всех, кто желает обогатиться или отомстить кому-то. Поэтому дружинникам ни в коем случае нельзя давать огнестрельное оружие. Травматику – можно. Это бывает необходимо для самозащиты и обеспечения порядка. Ещё надо скрупулёзно прописать и вопросы соцзащиты. Ну а критерии отбора людей – в зависимости от региона. На Дальнем Востоке например, много людей, что отсидели и остались там жить. Найти кандидатов в дружинники без судимостей будет непросто».

Сейчас, чтобы стать дружинником в Москве, ничего, кроме регистрации, в сущности, не нужно. Нет ни аттестаций, ни серьёзных проверок на отсутствие судимостей. Правда, и полномочий особых, и выгод тоже нет. Разве что бесплатный годовой проездной. Неизвестно, из-за него ли или от каких-то высоких чувств, но в народной дружине Москвы числятся более 18 тыс. человек. Расходы на содержание этих подразделений в столице составляют в год порядка 100 млн. рублей. Содержание того же количества полицейских обошлось бы значительно дороже.

Хотим как в Америке

«Вообще это всё из-за того, что у государства на полицию денег не хватает, – считает Михаил Пашкин, председатель Координационного совета профсоюза полиции. –Если люди добровольно пойдут с полицией патрулировать – чем плохо? Я в своё время ходил в комсомольском отряде, с повязкой, причём без милиции, никто мне не платил, никто меня не страховал, никаких проблем не было.Вон в Америке есть добровольные помощники шерифа, которые без денег работают. У нас в некоторых регионах казаки служат добровольно. В Москве-то казаки не те. У казака лошадь должна быть. А тут шашка есть, а лошади нет».

У казака-«дружинника» на Кубани обычно имеется травматическое оружие, да ещё нагайка. Говорят, казацких нагаек нарушители больше всего и боятся. У московских добровольных помощников вся надежда на ПМ, что в кобуре у сотрудника полиции, вместе с которым они патрулируют город.

«В советские времена народный дружинник обладал достаточно серьёзной правовой защитой. Была специальная статья в Уголовном кодексе за оказание сопротивления дружиннику. И за это полагалась уголовная ответственность, – вспоминает Александр Алистратов, президент объединения частных детективов РФ. – Времена изменились – и народные дружины должны измениться тоже. Полагаю, что это не должно быть массовым привлечением людей, как в СССР. Это могут быть специальные подразделения, работающие совместно с полицией по охране общественного порядка. Руководить ими надо поручить профессионалам, например, из числа ветеранов полиции».

Безусловно, критерии отбора в такие подразделения должны быть ужесточены: определённый возраст, отсутствие судимостей, административных взысканий, приводов, детальная характеристика с места работы и места жительства. И всё равно – мы не знаем, кто пойдёт в такие дружины! Если это будут казаки, православные патрули, – то такая практика чревата серьёзными социальными и политическими конфликтами.

Тот же результат будет, если туда станут набирать мигрантов. В любом случае ясно, что в дружины пойдут низкоквалифицированные люди. Если уж сотрудники правоохранительных органов, которые обучаются в каких-то своих школах полиции, всё равно не знают законов, – что говорить о необученных непрофессионалах... На МВД выделяется достаточно большое финансирование, причём оно с каждым годом всё увеличивается, но эффекта мы никакого не видим. А тут ещё надо будет оплачивать какие-то полуобщественные, полугосударственные формирования!

Надо сказать: желание формировать народные дружины – это очень тревожный знак для государства, сигнализирующий о том, что оно не справляется со своими обязанностями. Функция легитимного насилия должна принадлежать только правоохранительным службам, а посторонним формированиям. Сильные народные дружины всегда возникали во времена, когда власть становилась слабой.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram