Аргументы Недели → Город М № 39(381) от 10.10.2013

Сам себе ГИБДД

, 18:33

В Москве с 1 ноября заработает новая Московская административная дорожная инспекция (МАДИ). Это будет орган исполнительной власти, который, по сути, принадлежит правительству города. По словам руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, она займётся контролем за соблюдением требований в сфере перевозок пассажиров и багажа на легковых такси.

Напомним, что 21 сентября 2013 г. вышло распоряжение о том, чтобы передать правительству Москвы некоторые функции ГИБДД. Суть этого распоряжения – дать возможность городским властям рассматривать административные нарушения по ст. 12.16 ч. 5 КоАП РФ. А это значит, что в скором времени МАДИ начнёт штрафовать ещё и за неправильную парковку, стоянку и игнорирование знаков и дорожной разметки в столице. Сам М. Ликсутов не исключает, что инспекция в дальнейшем может заняться даже нарушениями, которые были зафиксированы на фото- и видеотехнику. Что расширит полномочия правительства Москвы.

Само распоряжение было необходимо властям для того, чтобы повысить эффективность борьбы с правонарушениями в городе – так говорится в документе. Для этого, по словам руководителя Департамента транспорта, нужен штат сотрудников в 500 человек, – и это только на первом этапе. Кроме того, они будут иметь свою форму и знаки отличия. Что опять повлечёт затраты казённых городских денег на зарплаты и одежду.

При этом не ясно, из кого будут набирать сотрудников для административной городской инспекции и будут ли они компетентны в таких вопросах. Конечно, инспектора ГИБДД тоже не имеют профильного высшего образования в этой сфере. Однако это хотя бы люди, которые знают специфику работы, законодательство и имеют понятные всем полномочия и ответственность.

«Передача части функций ГИБДД правительству Москвы – это не очень обнадёживающий факт. Потому что есть опасения, что у властей столицы пополнится список соблазнов. Они теперь будут и администрировать нарушения, и контролировать, и фиксировать их», – говорит Вячеслав Лысаков, депутат Госдумы и лидер партии «Автомобильная Россия».

На этом поприще как раз и будет желание ввести как можно больше запретов. А уже затем на них собрать как можно больше денег. Настораживает, что чиновники уже примерно представляют, сколько они получат денег на штрафах за этот год, – около 2 млрд. рублей. Не совсем адекватно, когда целью таких мероприятий становится нажива.

«В конце концов это подрывает всю концепцию контроля. Ведь чем больше штрафов – тем не лучше, а хуже – больше дорожных рисков», – говорит В. Лысаков.

В итоге получается, что власть теперь сама устанавливает правила. Сама расставляет камеры, знаки и парковки. Вдобавок следит за нарушителями и на всякий случай себя контролирует. Зачем в таких условиях создавать стоянки, если можно везде всё запретить и собирать дань в автоматическом режиме при помощи камер?

Нечто подобное уже было в Москве, когда решили повысить штрафы за неправильную парковку. Многие депутаты были против таких мер. Они объясняли это тем, что в городе просто нет достаточных условий, чтобы поставить автомобиль на стоянку по правилам. Тогда решение об увеличении наказания отсрочили на год. Законодательная власть надеялась, что за это время город создаст необходимое количество машино-мест. Но этого не произошло. В итоге получилось, что вроде как профилактическая мера превратилась в очередную статью поступления бюджетных средств. Тем более теперь ещё вдобавок к нарушению нужно и эвакуацию оплачивать. В таком ракурсе это уже не слишком похоже на борьбу за улучшение дорожного движения в городе.

Понятно, что ситуация, в которую попали Сергей Собянин и его команда, не простая. При Юрии Лужкове все зарезервированные пространства под парковки, развязки и дороги – были отданы в угоду торговым точкам. Но подход, который применяет нынешнее руководство, – чреват искажениями и злоупотреблениями. Если вдруг станет цель – набить бюджет деньгами со штрафов, то при таком раскладе им ничто не помешает это сделать.

До этого было хоть какое-то разделение полномочий. Администрация города отвечала за организацию дорожного движения, а ГИБДД контролировала его. Был баланс. А теперь всё переводят в одни руки. И неизвестно, какие ещё функции отберёт МАДИ у полиции. И станет ли новый орган действительно полезным для горожан? Вполне возможно, что его судьба – быть пиявкой, которая сосёт деньги налогоплательщиков.

При этом о штрафах в Москве думают почему-то раньше, чем создают альтернативы для автомобилистов. Например, только недавно было принято решение о сокращении длины парковочного места. Согласно городским планам, до конца года все стандартные стоянки «урежут» на метр. Что позволит увеличить число парковочных мест на 20%. Если раньше они были 7,5 метра, то теперь будут 6,5.

Кроме того, власти собираются пересмотреть и правила размещения стоянок в плане удалённости от жилых домов в зависимости от количества машино-мест она разная. Сейчас это 10 автомобилей – 15 метров от мест отдыха людей, 10–100 авто – 25 метров, больше 100 – по согласованию с органами санитарного надзора. В планах – сократить и эти нормы. Правда, жаль жильцов таких домов, когда зимним утром какой-нибудь водитель «газели» начнёт мотор прогревать, да ещё и газовать при этом.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram