Городские власти вплотную приступили к подготовке к зиме. Заместитель мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Пётр Бирюков заявил, что предстоящей зимой противогололёдные реагенты останутся прежними. Власти хотят выделить на них более 4 млрд. рублей. Сумма довольно внушительная. С такими деньгами нельзя не справиться с последствиями зимних снегопадов. Кстати, прошлой зимой средств было выделено примерно столько же. Но Москва едва не утонула в тоннах токсичных химических солей.
Работу по закупке реагентов на зимний период Департамент ЖКХ и благоустройства традиционно начинает ещё с лета. Ведомство уже объявило аукционы на 300 тыс. тонн. На химические материалы будущей зимой уйдёт более 4 млрд. рублей. Сумма баснословная. Причём с каждым годом она растёт в разы. Если ещё в 2010-м город закупал соли на 1,2 млрд. рублей, то прошлой зимой – приблизительно на 3,8 млрд. рублей. Результат – снежные завалы, подтопление дорог и длинные пробки. «На противогололёдные вещества списывают огромные деньги, объясняя тем, что они особенные – нано. А город как был не убран, так и остаётся», – жалуются жители Москвы. Уже в течение трёх лет снег убирают по современной технологии и с помощью реагентов нового поколения. К применению был запрещён только хлористый магний после того, как в прошлом году экологи забили тревогу. Это вещество из-за накопления в почве и воде аниона магния губительно сказывалось на состоянии растений и почвы.
Гололёдный коктейль
Глава департамента пояснил, что борьба со льдом будущей зимой пройдёт намного эффективней за счёт использования сразу нескольких видов смесей. «При температуре до минус 8 мы будем использовать комбинированные жидкости. Ниже 8 и до минус 12 – реагенты, которые действуют при пониженных температурах. А также те, что используют во дворах и на тротуарах», – сказал Бирюков. Помнится, прошлой зимой дворники щедро рассыпали странные гранулы и во дворах, и на детских площадках.
«За последние годы был сделан колоссальный рывок назад в отношении безопасности реагентов. Их стали разрешать где попало: во дворах, на пешеходных дорожках. Те запреты, что были приняты при Лужкове, больше не действуют. Сейчас количество химической смеси под ногами превышает все допустимые нормы», – говорит председатель оргкомитета партии «Зелёная Россия», членкор РАН, доктор биологических наук, профессор Алексей Яблоков. Судите сами: только официальная закупка жидких, твёрдых и комбинированных противогололёдных реагентов в столице выросла с 255 тыс. тонн в сезон 2010/11 до 398 тыс. тонн в 2012–2013 годах. Все стандарты по распределению химических веществ остаются только на бумаге.
Проконтролировать, сколько высыпано соли, очень сложно. «Дорогие реагенты, которых на квадратный метр требуется меньше, к сожалению, не на руку коммунальщикам. Их нужно правильно и аккуратно рассыпать. А если учесть, что некоторые сотрудники ЖКХ не говорят по-русски, то узнать, сколько они на самом деле рассыпали вещества, – невозможно. А значит, об их использовании и разговора быть не может», – замечает оппозиционер Александр Закондырин.
Значит,остаются дешёвые токсичные смеси. Впрочем, по мнению экологов, реагентов, которые бы вовсе не представляли собой опасности, увы, не существует. Речь может идти только о степени вреда. Понятно, что любые реагенты губят экологию, разъедают лапы животных, портят обувь и покрышки автомобилей. «Есть менее вредные, но не являющиеся эффективными, сыпь не сыпь, а толку – ноль. Бывают реагенты эффективные, но они вредные…
Мы должны найти оптимальный баланс между негативными последствиями, которых не избежать, и тем эффектом, которые смеси производят, – считает Александр Закондырин. – Учитывая объём веществ, выделяемых на ЖКХ и уборку улиц, власти могут позволить более дорогие соли, которые будут иметь и высокий экологический параметр и достаточную эффективность по уборке улиц, которая позволит нормально, безопасно передвигаться по городу».
Самый вредный «реагент»
Предстоящей зимой на улицах мы столкнёмся с реагентом на основе смеси хлористого кальция с другими хлоридами – натрия и калия. Также в заявках присутствуют мраморный щебень (карбонат кальция), соль муравьиной кислоты (формиат натрия) и пищевая соль (хлорид натрия). «Самым ядовитым веществом является мраморная крошка. В отличие от гранитной она не сохраняет свои антифрикционные свойства и, превращаясь на дорогах в пыль, попадает в наши лёгкие», – объясняет Алексей Яблоков. Для здоровья горожан лучше использовать гранитную крошку и горячий раствор соли и песка. Так выходят из положения в западных странах, где в последнее время нередки обильные снежные осадки.
Проблема уборки улиц и тротуаров связана не только с экологическими параметрами реагентов, но и с системой управления. Городскому хозяйству не хватает людей, работающих на рыночных началах и в интересах жителей. С точки зрения любого здравомыслящего руководителя, такая схема работы – самая оптимальная. «Уважаемый Пётр Павлович, к сожалению, за последние 20 лет своей карьеры в правительстве города Москвы не демонстрирует своего желания работать для горожан и что-либо делать для города. А действует в личных интересах и лоббистской группы, которой принадлежит. Нужно не от реагентов отказываться, а от Петра Павловича…» – резюмирует Александр Закондырин.