Аргументы Недели → Город М № 35(377) от 12.09.2013

Страсти по ипподрому

, 19:07

Вечно любоваться можно не только на огонь или воду, уверены ценители неземной красоты лошади. Ипподром – это место, где воедино сходятся человеческие увлечения и страсти. Сюда приходят влюблённые в лошадей и в риск. Азарт на скачках и бегах невозможно сравнить ни с одним другим увлечением.

Основателем Московского ипподрома можно назвать графа Алексея Орлова. Зимой он устраивал конские бега на Москве-реке, напротив Кремля. На льду огораживали круг с деревянным павильоном для зрителей в центре. Большинство москвичей предпочитали не платить за вход на трибуны, а смотреть с набережных и мостов. Летние состязания вызывали меньший интерес.

Официально ипподром был открыт 12 сентября 1834 года. В этот год было проведено всего два беговых дня. В них приняли участие 12 лошадей, а ценность всех призов не превысила и 500 руб. серебром. Главным призом на бегах в соревнованиях упряжных лошадей был Дерби (главный приз сезона, именуемый по фамилии учредителя). Выигравшая лошадь тут же продавалась с аукциона.

В каждой скачке всем был известен фаворит, который превзойдёт соперников. Поэтому выигравшим выдавали не более гривенника на рубль. Всё изменилось, когда в конце 70-х годов XIX века ввели тотализатор. Осенью 1885 г. на рублёвый билетик выпал выигрыш 1319 рублей. После случая с огромным выигрышем и популяризации тотализатора он был введён и на бегах.

Перестройки

Тем временем Московское скаковое общество обогащалось. На эти деньги было решено построить новые трибуны и беговую дорожку. Конкурс на строительство выиграли архитекторы И. Барютин и С. Кулагин. В 1899 г. они возвели каменные трибуны. Особенно эффектна была центральная часть здания, где главный подъезд, по мнению специалистов, напоминал подъезд здания Парижской оперы. Через него посетитель попадал в помещение для «господ действительных членов». Здесь же располагалась царская ложа. Рядом с ней находился балкон для судей, а также специальные места для публики, имевшей свой отдельный вход.

Для простого люда были предусмотрены залы на втором и третьем этажах. Всё здание освещалось электричеством, что было по тем временам новинкой. Вновь сооружённое здание трибун обошлось Московскому скаковому обществу свыше миллиона рублей. Но зато все постройки и сам беговой круг были больше и красивее петербургского!

До 1930 г. рысистый и скаковой ипподромы в Москве находились неподалёку друг от друга. Проект их слияния был осуществлён в 1930 году. К беговым дорожкам, опоясывая их, примкнула скаковая длиной 1800 метров.

Буржуи советской столицы

На скачках в Москве присутствовало то, что было запрещено во всей стране, – азарт. Здесь долгое время собирались сливки столичного общества. Практически ежедневно приезжали на ипподром мхатовцы: Яншин, Москвин, Тарханов. Иногда даже сами участвовали в заездах. «Я сам в качалке сидел», – часто говаривал друзьям Михаил Яншин. Бывало в беговую качалку усаживался Иван Семёнович Козловский. Постоянными завсегдатаями ипподрома в своё время были Маяковский и Асеев. Это были люди не бедные, наживы не жаждали. Играли «по маленькой», растягивая удовольствие. Но страсть всё-таки брала верх! Иначе что заставило Яншина вновь вернуться на ипподром после того, как его однажды увезли оттуда с сердечным приступом? В тот раз Михаил Михайлович просчитал идеально точную, выверенную комбинацию, а когда диктовал кассирше номера лошадей, запутался в цифрах. Комбинация, которую он загадал, оказалась правильной, но выигрыш прошёл мимо великого актёра.

Удачливым игроком был легендарный лётчик Михаил Громов. По воспоминаниям бывалых, он появлялся в ЦМИ обычно по выходным. Одевался в штатское, но непременно со Звездой Героя на пиджаке: этот достойный атрибут давал ему право подходить к кассе без очереди. Играл до первого выигрыша и уходил.

Трамвайное пари

В 1949 г. произошёл пожар. В 1950–1955 гг. архитектор Жолтовский создал нынешнее здание крупнейшего в стране ипподрома с трибунами на 3,5 тыс. человек. Правое его крыло украшает большой торжественный портик, напоминающий Бранденбургские ворота в Берлине. Венчающая его квадрига лошадей перекочевала со старого здания. Пока государство по проекту архитектора Жолтовского возводило трибуны, страдавшие без тотализатора игроки регулярно приезжали на Беговую улицу и устраивали «приз Трамвая». То есть ставили на то, в каком порядке будут приходить на станцию железные кони. Как-то один из игроков сорвал банк в 8 тыс. рублей. Правда, потом выяснилось, что «заезд» был «заказным»: ушлый малый просто сговорился с диспетчером ближайшего трамвайного депо, и тот выпустил вагоны на линию в том порядке, какой был ему нужен. Его побили, деньги отобрали, но от дальнейших участий в пари не отстранили.

Постоянными гостями нового ипподрома стали Царёв, Старостин, Броневой, Аксёнов, Гладилин, Арканов. Здесь доживал свои дни Василий Сталин. Нечастым, но почётным гостем был Леонид Брежнев. Этому правителю не везло. Леонид Ильич лишь один раз выиграл по-крупному: три рубля на рубль. В основном он проигрывал, но к проигрышам относился спокойно: шутил, что лошади его не любят.

В семидесятых годах здесь можно было запросто встретить Державина и Ширвиндта. Говорят, что последний чуть было не стал миллионером: хотел поставить на одну лошадь, но Державин предложил другую. Если бы не совет друга, актёр выиграл бы «котёл» (один выигрышный билет на весь ипподром). Хватило бы на «Волгу» или даже две. После этого случая почти месяц артисты приезжали на ипподром порознь.

Не лучшие времена

Перестроечные времена были не лучшими. В 1992 г. прекратили испытания. Возобновлены они были только в 2000 году. С тех пор проводятся регулярно. Мы пообщались с Аллой Ползуновой. Это легендарная женщина-наездница. Она долгое время была единственной, выигравшей главный приз в заезде рысистых лошадей – Дерби. Помимо пропаганды орловского рысака, Алла Михайловна возрождает русские тройки.

В 90-е годы в стране оставалось всего три тройки и лишь несколько человек, которые умели их запрягать. Великая наездница обеспокоена тем, что сейчас происходит с Московским ипподромом, самым старым в Европе. Открыли его на два года раньше, чем во Франции и Америке. Это – культурное достояние Москвы и России. Несколько лет назад здесь был запрещён тотализатор. А ведь во всём мире, где запрещены казино, тотализатор на бегах работает. Считается, что он поддерживает коневодство. Французы говорят: тотализатор на бегах – это добровольная передача денег городского населения сельским жителям для развития коневодства.

Возможно, всё нужно создавать заново. Проходящая реформа ипподромов и госконюшен буксует. До сих пор не урегулирован юридический статус региональных ипподромов, подчиняющихся центральному – Московскому. Как обычно происходит в нашей стране, эта система в основном держится на энтузиастах-любителях. Алла Ползунова говорит: «Российское коневодство всегда имело высокий уровень и репутацию во всём мире. А ведь воспитать лошадь – это не то же самое, что вырастить курицу или овцу, для этого придётся затратить много лет и усилий. Любой перерыв в этом важном для престижа страны деле печально сказывается на всей отрасли».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram