Слишком хорошо – тоже нехорошо. Самое яркое в мире авиашоу – 9 пилотажных групп, 60 типов техники в воздухе – на треть больше, чем в Ле Бурже, – в этом году привели на МАКС рекордное число посетителей: только в последний день августа – 157 тыс. человек. Зрители восторженно реагировали на происходящее в небе. Но незадолго до окончания... хлынул ливень.
У всех случается
Конечно, стихия и транспортные проблемы – удел не только МАКСа. Во время открытия того же Ле Бурже в Париже тоже был ливень. Гроза, свинцовое небо и молнии – всю первую половину дня. Полёты – отложены. А поскольку кульминация церемонии открытия – французский триколор, нарисованный в небе дымами самолётов, – уже отложены и сама церемония, и приезд премьер-министра. Но люди, едущие к десяти утра на салон, этого не знают. Возле железнодорожного вокзала, который в пяти минутах езды от комплекса, они набились в автобусы. А автобусы встали в огромной пробке. С какими-то грузовиками, перегораживавшими дорогу, беспомощными полицейскими мотоциклами, потоком людей, под ливнем идущих по тротуару. Кто-то из русских экспонентов, не думая, что соседи по автобусу поймут, удивляется: «Да тут хуже, чем бывало на МАКСе!» Автобусы приехали ко входу через полтора часа. Люди, шедшие по довольно узкому тротуару, – минут через сорок. НИКОМУ из идущих не пришло в голову выйти на проезжую часть. В противном случае движение встало бы намертво.
Стихия толпы
Что и произошло в последний день августа на МАКСе. Вот свидетельства очевидцев: «С точки зрения проведения шоу мероприятие выше всяких похвал. Лётчики показали своё мастерство и качество машин. Но очень жаль, что в России до сих пор не умеют организовывать мероприятия. Не было... живого заграждения из сотрудников полиции. В итоге посетители пошли по проезжей части для автобусов, блокировав их движение, хотя буквально на соседней территории, автобусы уже могли разворачиваться и отвозить до ближайшей остановки». «И как смогли бы проехать автобусы, раз все выскочили на проезжую часть, создавая помеху?! У автобуса нет крыльев!» «Личные автомобили, пытающиеся выехать с парковок салона, окружены идущими людьми и движутся даже медленнее пешеходов… Люди идут навстречу автобусам, чтобы взять их штурмом... Многие идут на станцию пешком... Тем самым окончательно парализуют движение и автобусов, и автомобилей...» «Огромное количество неуправляемых людей. ...не было милиции там, где она должна быть, не было ГАИ, была толпа. Слава богу, что все остались живы и здоровы... В воскресенье было всё совершенно иначе – само шоу прекрасное, полёты, экспонаты – всё отлично. Очень хочется, чтобы организаторы учли негативный опыт!» Не просто хочется, а необходимо. Когда к стихии природы прибавляется стихия толпы, смесь становится взрывоопасной.
Фото М. ЛЫСЦЕВОЙ
В одном из западных пособий по организации беспорядков есть рецепт, как собрать толпу. Поставить на тротуаре трёх человек, которые будут смотреть на крышу соседнего дома, где ничего не происходит. Просто смотреть и показывать пальцами. Через некоторое время вокруг соберётся толпа зевак. На МАКСе есть что увидеть, подняв голову вверх. И есть чем гордиться. Что же до недовольства людей, то в том же Париже подобный исход с Ле Бурже с немалой вероятностью привёл бы к перевёрнутым автомобилям, камням в полицейских, поджогам и вообще неизвестно чему. Бунты в пригородах тут вспыхивали и от меньшей искры.
Пострадало настроение
В Жуковском никакого «взрыва» не произошло: по отчётам МВД, никто не пострадал, не было серьёзных происшествий, потерявшихся в толпе детей нашли, оружие на салон пронести не позволили (а пытались несколько десятков человек). Но реальных неудобств для людей не избежали, сразу вывезти всех, увы, не смогли. Этого не смог бы никто: в Жуковском проживает около 100 тысяч человек, то есть фактически полтора города одновременно попытались из него выехать. Понятно, что инфраструктуры, способной это обеспечить, в Жуковском нет. Как и нигде в мире. Но всё равно организаторы МАКСа за трудности с выездом получили в Интернете по полной. И хотя «участникам процесса» – организаторам салона, транспортникам, ГИБДД, железнодорожникам, МЧС, службе безопасности, полиции – удалось главное: предотвратить беду, многие остались недовольны. Люди ждали праздника. МАКС – это лайнер с сотнями тысяч пассажиров на борту. Он летит без копейки бюджетных средств, но пассажиры хотят мягкой посадки и сияния огней. Они верят, что только так и должно быть на национальном празднике авиации. На котором, добавлю, всегда будет много людей. И не стоит их разочаровывать: масса народа слишком легко превращается в толпу государственного масштаба.