Аргументы Недели → Город М № 33(375) от 29.08.2013

Общепит просит смягчить запреты

, 18:46

Представители заведений общественного питания подготовили поправки в закон об обороте алкогольной продукции. В частности, они предлагают отменить запрет на продажу спиртного в высших учебных заведениях, летних и придорожных кафе, коммерческих медицинских клиниках. Оценивая их шансы на успех, эксперты разошлись во мнениях.

На данный момент в правительстве рассматривается новый проект, подготовленный Росалкогольрегулированием. Так, в 16‑ю статью Закона об обороте алкогольной продукции по указанию вице-премьера Аркадия Дворковича вводятся новые ограничения. Среди основных дополнений к закону – запрет торговли алкоголем вдоль трасс федерального значения. Параллельно планируется конкретизировать положения, которые касаются территорий, прилегающих к учебным заведениям, организациям здравоохранения и спортивным сооружениям. Как мы помним, на них, а также на прилегающих территориях торговать алкоголем нельзя.

Расстояние до точки

В разгар работы над документом обращение представителей заведений общественного питания можно назвать спорным.Они предлагают снова разрешить продавать алкоголь в заведениях общепита при вузах и негосударственных медицинских заведениях, а также на стадионах (исключая время проведения соревнований). Однако часть экспертов алкогольного рынка считают, что шансы у представителей бизнеса нулевые. «Настроение у депутатов сейчас совсем другое, – считает Вадим Дробиз, директор Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя. –Запреты введены совсем недавно, и я не думаю, что они так быстро будут их отменять. Как и прежде, они считают, что смягчение ограничений открывает путь к алкоголизации».

Между тем, если в законе более чётко пропишут определения, на каком конкретно расстоянии от вузов, спортивных сооружений, медицинских организаций нельзя торговать алкоголем, представителям заведений общественного питания,возможно, станет немного проще. «Правила, определяющие эти расстояния, в некоторых случаях помогут избежать двусмысленного толкования, – говорит Павел Шапкин, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики. – Скажем, там, где сейчас запрещена торговля, она, возможно, будет разрешена». Кстати, сегодня в барах, кафе и ресторанах России потребляется около 3% физического объёма алкогольных напитков.

Проблема заключается прежде всего в том, что в ряде случаев непонятно, как измерять запрещённое для торговли расстояние. От входа, ограды или от угла здания? По прямой или в обход? Именно из-за нечётких определений у заведений общепита возникает ряд сложностей. Поэтому в рамках уточнений к закону некоторые уступки могут быть сделаны.

Ещё один спорный момент связан с использованием алкоголя как сырья для приготовления некоторых блюд. Нередко представители лицензирующих органов пользуются этим при проверках заведений общественного питания. В законопроект было также внесено предложение не распространять запреты на деятельность, связанную с изготовлением блюд. Известно, что осенью поправки в документ будут внесены в первое чтение и рассмотрены депутатами Госдумы.

А нужны ли запреты?

По данным Центра разработки национальной алкогольной политики, в Москве, как во всей стране в целом, наблюдается тенденция к уменьшению официальных продаж алкоголя. Продажи водки, например, снизились по сравнению с первым полугодием 2012 г. на 12%. По пиву также идёт снижение – в пределах 10%. Рост показывает только слабоалкогольный сегмент рынка. О причинах снижения аналитики спорят. Одни считают, что это связано с увеличением цены на алкоголь и с тем, что люди стали приобретать меньше легальной продукции. Другие уверены, что россияне просто уже устали пить. Вероятнее всего, влияние оказывают оба фактора в комплексе.

Эксперты алкогольного рынка уверены, что запреты продаж к снижению потребления не ведут. Если человек захочет выпить, он всё равно это сделает. Московские власти, напротив, уверены, что пускать на самотёк ситуацию нельзя. «Запреты продаж сегодня существуют преимущественно около тех мест, где бывает много молодёжи: около вузов и стадионов, – говорит Михаил Москвин-Тарханов, депутат Московской городской думы. –Это пластичная и гибкая целевая группа, которая приобретает продукцию в зависимости о того, есть поблизости точка продажи или нет. Поэтому, думаю, что убрать соблазн с глаз долой – это неплохая мера. А совсем ничего не делать в данном направлении опасно. Сегодня одинаково важны как административные меры, так и соответствующая антиалкогольная пропаганда».

Если вы хотите, чтобы пропускная способность точки общепита вырасла в разы, то нужна вам система Rkeeper. Эта программа позволит вам эффективно управлять процессом, а именно от обработки заказов и предоставления до полноценного управления целой сетью точек!

Кстати

По данным Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя, в период с января по июнь 2013 г. один житель Москвы (учитывая гостей и туристов) выпил в среднем 34 л пива, 4,4 л водки, 2,2 л столового виноградного вина, почти 2 л шампанских и игристых вин. Кроме того, в столице было куплено по 0,6 л коньяка и слабоалкогольных напитков, а также 0,5 л виски.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram