Аргументы Недели → Город М № 30(372) от 08.08.2013

Яблоко на дебатёрке

, 17:26

В преддверии выборов мэра Москвы Сергей МИТРОХИН, один из кандидатов на этот пост, рассказывает нашим читателям о своей программе и планах.

- Сергей Сергеевич, давайте сразу о главном. В чём вы видите основную проблему сегодняшней Москвы?

– Самое главное – это проблема власти. Пока она не решена, никакие – ни транспортные, ни экологические, ни социальные проблемы решены не будут.

Власть в Москве полностью оторвана от москвичей, а москвичи отодвинуты от принятия решений. Их воспринимают как неразумных детей. Или как жалобщиков. А нужен полноценный диалог горожан с властью, их влияние на принятие решений, эффективная обратная связь. Что это означает на практике?

Есть у власти проект – значит, необходимы слушания по нему. Если большинство их участников высказались против – проект должен быть отклонён. Самые спорные общие вопросы должны выноситься на общегородской референдум. Какие-то из них сам мэр может выносить на суд москвичей, какие-то – группа инициативных граждан. Теоретически по закону это возможно и сейчас, но сопряжено с большими трудностями: со сбором большого количества подписей, хождением по множеству инстанций. В том, чтобы реально допустить людей к управлению их родным городом, – смысл моего предвыборного лозунга «Я верну Москву москвичам».

Кто нанял – пусть отвечает

Его можно воспринять также как борьбу с нелегальной миграцией...

– Нелегальная миграция – тоже очень острый вопрос. Особенно в свете последних облав, возникновения палаточного городка мигрантов. Лучше бы сделали лагерь для работодателей, которые этих людей нанимали! Тогда бы и нелегальная миграция прекратилась.

– Моя программа заключается в том, чтобы создать массовый прецедент ответственности работодателей за наем нелегальной рабочей силы: организовать 50–60 дел по Москве, по статье 322.1 Уголовного кодекса. А также – потребовать прозрачности от всех структур, которые привлекают мигрантов. В Интернете должны быть вывешены штатные расписания и зарплаты. Чтобы любой заинтересованный человек, нажав кнопку, узнал, кого наняла подрядная организация для благоустройства или уборки его улицы. Кто оформлен, а кто работает. Иван ли Иванович Иванов метёт улицу или кладёт бордюр.

Причём, если работает мигрант, легальный, конечно, – работодатель обязан обеспечить ему достойные условия труда и жилья. Не в подвале. А в нормальной, отапливаемой зимой бытовке, скажем. Вот только это будет очень невыгодно работодателю. И он ещё подумает: согнать ли ему для укладки плитки сто таджиков или купить специальную машину, которую будут обслуживать два человека. А может быть, пригласить на эту работу москвичей, которых не надо регистрировать, обеспечивать жильём и так далее.

– Вы говорите: обычный человек нажмёт кнопку – и всё узнает. А захочет ли он узнавать? Готовы ли москвичи к такой вовлеченности в управление своим городом?

– Если мы заинтересованы в качестве своей жизни, то к этому надо привыкать. Для начала важно, чтобы больше полномочий было у местных депутатов, ответственных перед своими избирателями, а не у исполнительной власти в виде всяких ДЕЗов, управ. Все видят, какой бардак и воровство они развели под прикрытием благоустройства. Какие-то левые фирмы якобы выигрывают тендер, делают халтуру, а потом переделывают.

При действующем местном самоуправлении такого уже не будет. За счёт прекращения воровства при распределении госзаказа можно резко сэкономить бюджетные средства. Вот у нас в антикоррупционном центре «Яблоко» – всего три человека, а в бюджет уже удалось вернуть 2 миллиарда рублей. Мы просто пользуемся сайтом госзакупок. Мне, как мэру, потребуется всего человек 50, чтобы сделать работу всех структур, получающих бюджетные деньги, полностью прозрачной. Я этот пункт своей программы назвал – «Народный бюджет». Я сделаю так, что все статьи доходов и расходов городской казны будут публиковаться полностью, а не как сейчас – в самом общем виде. Тогда и воровство прекратится.

Сэкономленные на этом деньги найдётся куда направить. На здравоохранение, на образование. Надо полностью убрать из школ все платные услуги. За дополнительные уроки, за кружки разные. Всё должно быть бесплатно. Это ответственность города.

Долой льготы

– А не пойдёт ли часть сэкономленного на льготы депутатам?

– Я считаю, что льготы депутатам Мосгордумы вообще надо отменить. Может, немного повысить зарплату – но льготы отменить полностью. И им, и городским чиновникам. Спецполиклиники сделать открытыми, пусть все пользуются. Машины служебные оставить только самым крупным чиновникам, на уровне вице-мэров, руководителей департаментов. Остальным – выдавать стоимость единого проездного билета. Пусть ездят либо на своих машинах, либо пересаживаются на общественный транспорт. И пробок меньше станет, и знаний о реальной жизни прибавится. Заодно чиновники услышат, что о них люди думают. Тоже полезно. Госдачи, я думаю, нужно просто продать. Бюджет пополнить.

– Да уж, и существенно! Одни только дачи, появившиеся в Серебряном Бору, чего стоят! Непростые сейчас времена для «зелёных зон» Москвы...

– Собянин парки не любит сильно, я с его политикой в отношении них принципиально не согласен. Он, например, разрешил в Измайлово прирезать площадку для парковки на 2 тысячи машин. В «зелёных зонах» под предлогом благоустройства мостят плиткой дорожки, настилают рулонные газоны. С некоторых парков снимают статусы охраняемых. Так произошло, например, с Тимирязевским парком. В Митинском парке хотят торговый центр построить, с ледовым дворцом «Третьяка» для прикрытия. Этот разврат надо прекращать. Москва сейчас должна особенно дорожить своими «зелёными лёгкими». Мы ведь от них частички отрываем...

– А может, превратить в парки бывшие промзоны, например, на ближних присоединённых территориях Москвы?

– Будем реалистами. Значительную часть промзон надо отдавать под строительство доступного жилья. Доступным жильё станет, когда прекратится спекуляция землёй под предлогом строительства. Землю москвичам для этих целей надо предоставлять бесплатно. Для строительства на ней существует давно известная форма: жилищно-строительный кооператив. Да, должны быть ограничения на последующую перепродажу квартир, лет, допустим, на 20, чтобы и здесь пресечь спекуляцию. Думаю, тогда к этим стройкам потеряют интерес многие воротилы строительной отрасли. А для того чтобы очередников как можно быстрее расселить, я считаю, нужно строить муниципальные арендные дома без права приватизации. Если хотим демографическую проблему решить, надо молодым семьям льготные кредиты от города давать. И многодетным горожанам. А также учителям, врачам – тем, кому трудно купить жильё по коммерческим ценам.

В некоторых промзонах можно разместить технопарки. Технопарк – это место работы людей, создающих интеллектуальный продукт. Сейчас бюджет Москвы в значительной степени зависит от налогов сырьевых компаний. Это пора менять, уходить от сырьевой зависимости. Надо использовать огромный интеллектуальный потенциал столицы. Здесь есть предпосылки развития высокотехнологичных отраслей, так называемой экономики знаний. Для предприятий и организаций такой направленности можно снижать налоговые ставки, предоставлять землю в тех же бывших промзонах, льготную аренду помещений, выделять прямые субсидии – инструментов много.

Загрязнение города

– А экологические проблемы промзон? На территории ЗИЛа, говорят, долго ничего нельзя будет строить без полной реабилитации земли...

– Да, вы правы, такие зоны есть, и с ними надо работать. Я в своё время добился реабилитации для территории Курчатовского института, где с конца 40-х годов сваливали слаборадиоактивные отходы. После ряда моих действий отходы были вывезены. Ещё занимался выбиванием из федерального бюджета денег на капитальный ремонт коллекторов Курчатовского института – там возникла угроза слива загрязнённых вод в Москву-реку.

– А вы знаете, какая ситуация в парке в Кузьминках? Там захоронение боевых отравляющих веществ вообще-то. И никто в правительстве Москвы этим вопросом не занимается!

– Вообще это серьёзная проблема – загрязнение почв в городе. Не только промышленными предприятиями, но и нами самими. Лампы с кадмием, батарейки выбрасываем на обычные помойки. Власти должны обеспечить их отдельные сбор, вывоз и переработку. Для переработки батареек необходим специальный завод, который ещё надо построить.

Отдельная проблема – переработка мусора. Придётся договариваться с Московской областью, строить там. Завод только для переработки, не для сжигания, иначе это очень опасно для здоровья окрестных жителей. Особенно для детского. Но проблему надо решать. Мусор – вывозить. Вот только тут ещё одна тема есть – мусорная мафия. Ей выгодны нелегальные свалки, она берёт за сброс мусора на них деньги, это огромный теневой бизнес, очень прибыльный. Но пока нет альтернативы, этот бизнес неизбежен.

Свои люди во власти

– Почему этой проблемы не видят чиновники?

– Из-за некомпетентности. Это вообще порочность нынешней кадровой политики Собянина: люди назначаются по принципу кумовства. Причём в основном – из других городов. Не знающие Москву, её специфику. Какие-то землячества у нас уже стали появляться, например, в блоке правительства Москвы, связанном с транспортом. В моей программе есть пункт, что принимать чиновников на работу можно будет только после их прохождения через аттестационную комиссию, состоящую из независимых экспертов, профессионалов данного направления.

А то, скажем, НИИ Генплана возглавляет сейчас женщина, которая вообще никогда не занималась ни транспортом, ни строительством, а только математикой. Я, кстати, считаю, что на чиновничьи должности также нельзя назначать людей, связанных с бизнесом, – иначе они наверняка станут лоббировать свои интересы. Сейчас нетрудно выяснить всё о любом человеке: какие структуры он возглавлял и продолжает ли иметь с ними отношения.

– Кстати о Генплане. Вы пытались отменить его через суд. Какие у вас к нему претензии?

– Он не работает. Его приняли, а правила землепользования и застройки – ещё нет. А без них он – пустой звук. Кроме того, Москва увеличилась в два с половиной раза. Поэтому необходим абсолютно новый Генплан. В его основу должна быть положена научно обоснованная концепция градостроительного и транспортного развития Москвы. Для того чтобы такую концепцию разработать, нужно пригласить ведущих мировых специалистов, имеющих успешный опыт решения проблем мегаполисов. Может быть, они предложат несколько вариантов. Из этих вариантов должны выбирать москвичи: органы местного самоуправления, эксперты на слушаниях. И только на этой основе может быть принята чёткая концепция системного решения всех проблем Москвы.

Сейчас у Собянина – всё абсолютно бессистемно. Те же дорожные проекты никак друг с другом не связаны. Магистрали расширяют, а на обоих концах этого расширения – узкие «горлышки», чреватые пробками. Отсутствие системного подхода, внимания к интересам москвичей, недопущение их к реальному самоуправлению – вот основные проблемы столицы, и решать их надо срочно.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram