На столичном интернет-портале «Дороги Москвы» (www.doroga.mos.ru) появилась новая функция: теперь жители могут пожаловаться на некачественную укладку тротуарной плитки. Кроме того, на сайте можно также написать о желании заменить асфальт плиткой. Впрочем, пока что желающих немного. Куда больше жалоб на всевозможные сколы, зазоры, провалы и т.д.
Доносить – не поносить
Для того чтобы оставить заявку с просьбой починить покрытие, много сил не требуется. Достаточно зарегистрироваться на сайте, затем указать на карте города улицу, где существует проблема, а после этого описать ситуацию. Прикладывать фотографии к своему сообщению не обязательно, хотя и приветствуется – в конце концов, нагляднее. Затем, согласно регламенту обработки информации на порталах правительства столицы, стоит ожидать ответа в течение восьми рабочих дней. В заявке модератором портала оставляется запись о том, какой официальный орган исполнительной власти готовит ответ. Кроме того, после ответа указывается и организация, которая будет проводить ремонтные работы. Так что в случае каких-либо нарушений граждане будут знать своих «героев» в лицо.
В целом за время существования новой функции жители Москвы оставили 134 заявки на ремонтные работы тротуарного покрытия. При этом более 60 – только за последнюю неделю. Сами проблемы решаются не всегда расторопно. Дело в том, что на многих улицах запланированы работы по ремонту «большими картами». То есть на тех участках дороги, которые охватывают несколько десятков квадратных метров. На таких сообщениях, как правило, стоит пометка, что вот-де устраним проблему до 01.10.13, приносим извинения за неудобства. Очевидно, если кто-нибудь сломает себе ногу на таком покрытии, то рассчитывать придётся опять же только на извинения. Хотя изначально портал планировался для моментального решения проблем граждан.
Виртуальные обманщики
Новая функция, хоть и призвана исправить плачевную ситуацию с тротуарной плиткой, панацеей являться не может. Широко известны случаи, когда под разными предлогами проблему не признавали действительной. Пока, конечно же, это не было связано с плиткой – времени мало прошло. А вот с асфальтовым покрытием, ямами, уборкой снега, освещением, светофорами и т.д. ситуаций хоть отбавляй.
Вот пример такой жалобы без ответа: «Пишу им вчера – есть у Бородинского моста местечко (квадратный метр), где по 150 аварий в год, говорю, как исправить. Модератор ответ прислал – информация отклонена. Не нашего ума, значит, это дело! 150 аварий в год на 1 кв. метре, продолжается это 12 лет», – рассказывает о своих проблемах блогер.
Граждане также жаловались и на то, что некоторые неугодные сообщения попросту удаляются с портала. Иногда виновных находили, иногда нет. Доходило даже до смешного. Зимой на портале правительства Москвы «Наш город» горожанин с активной жизненной позицией оставил жалобу на то, что снег не убирается. Приложил фотографии. На них было прекрасно видно, что дорожка вся в снегу. Ответ на просьбу убрать это безобразие пришёл оперативно. В виде фотографии, на которой при помощи фотошопа просто заретушировали проблему. Даже убрали неугодную надпись на стене соседнего дома, который случайно попал в кадр. В итоге глава управы района Орехово-Борисово Северное Леонид Богатырёв был уволен с поста. Впрочем, этого бы не случилось, если бы горожанин не пожаловался ещё раз в правительство Москвы и прокуратуру. В связи с такой хитростью и нежеланием выполнять качественно свою работу нельзя дать гарантии, что и с ремонтом плитки не случится какая-нибудь возмутительная история.
Борьба со следствием
Пока власти предлагают горожанам бороться со следствием (уже плохо уложенной тротуарной плиткой). Каких-то явных мер по устранению причин – нарушений технологии укладки – нет. Жалоб на такие ситуации тоже достаточно. Вот яркий пример – кляуза с портала «Дороги Москвы»: «На участке Новоалексеевский монастырь – ТК «Тройка» отсутствует или сколота плитка более чем в сотне мест. Смешной информацией является ответ П. Бирюкова, о двухразовом контроле в сутки состояния плитки обслуживающей эту территорию организацией. Здесь эта организация, наверное, отсутствует. Смешно слышать и о сроках устранения – в течение суток!»
Или вот сообщение от 4 августа: «На Люсиновской улице идёт укладка асфальта, в том числе укладка плитки на остановке транспорта, напротив дома №15. Интересно, кто-нибудь проверяет качество работы?» На фотографиях, которые сделал пользователь, отчётливо видны зазоры между плиткой, неравномерная укладка – где-то выше, где-то ниже. При этом речь идёт не о той плитке, которая со временем развалилась, а о той, которую положили недавно. Есть также жалобы и на то, что недавно хорошо положенную плитку решили разобрать для проведения ремонтных работ с коммуникациями. При этом обратно плитку, конечно, же не вернули.
Нет спасения от ремонта
До тех пор пока власти всерьёз не займутся соблюдением технологий укладки, количество жалоб будет только расти. Конечно, в такой ситуации намного легче демонстрировать то, как быстро чиновники реагируют на проблемы граждан. Так сказать, ещё один элемент, который будет обелять нерадивых служак в глазах обывателей. Будут и замечательные разговоры о том, что горожане и власть работают сообща, какие все хорошие и активные. Вот только пока не будут устранены причины – воз останется там же. Сейчас власти пытаются выбрать и плиточку подешевле, а оттого похуже, и подрядчика, который отчего-то не может организовать нормальный водоотвод с этой плитки.
Последнее, к слову, является одним из главных врагов тротуарной плитки. Как только вода просачивается, тут же покрытие идёт «волнами» и щели появляются. Кроме того, ещё одна причина разрушения – резкая смена температур. Что в последние годы бывает даже зимой, а не только осенью и весной. Утром плюс, ночью заморозки. В итоге, если плитку плохо чистить или она не приспособлена к таким климатическим условиям, она начинает потихоньку крошиться. Впрочем, пока есть генеральный курс на перекладку улиц тротуарной плиткой – есть и те, кто на этом деле богатеют. В том числе, к сожалению, и на ремонте по нескольку раз за год. При этом достаточно смешно, когда, для того чтобы объявить улицу пешеходной зоной, на ней так срочно заменяют качественный асфальт на плитку. Хоть даже у асфальта и не вышел эксплуатационный срок. Более дорогое гранитное лобби побеждает, как ножницы бумагу.
И вряд ли в этом процессе нет той же цели – ремонтировать покрытие каждый год и черпать миллионы из бюджета на новые коттеджи. При этом прикрываться высокими словами об эстетической составляющей и заботе о горожанах. Конечно, с одной стороны, порталы помогут хотя бы оперативно решить проблемы с плиткой. Вот только москвичам очень хотелось бы, чтобы за такие вложенные деньги в плитку они получили качественный товар. А не возможность пожаловаться.