Пресс-служба ЦАО столицы сообщила, что Никольскую улицу объявят пешеходной зоной с 1 августа. Вследствие чего она будет закрыта для дорожного движения. Однако место для проезда спецтранспорта останется. Протяжённость прогулочной зоны составит порядка 615 метров. Сейчас на этом месте укладывают 14,4 тыс. кв. м тротуарного покрытия. Также появятся чугунные цветочные вазоны, фонари, урны и скамейки.
По плану Никольская станет ещё одним кусочком в мозаике проекта прогулочной зоны в центре нашего города. Никольская будет соединяться с другими улицами в районе Кузнецкого моста, которые также закрыты для автомобилистов. Кроме того, планируется сделать бесплатный Wi‑Fi, убрать всю рекламу, создать дорогостоящие подземные парковки, а также сделать кольцо из бульваров и скверов в пределах Садового. Всего же, по словам чиновников, до конца этого года к прогулочной зоне присоединят ещё 30 улиц, в том числе и набережные. На благоустройство последних, по словам и.о. заместителя мэра Москвы Марата Хуснуллина, потратят в районе 100 млрд. рублей.
Впрочем, по оценкам экспертов, выведение многих столичных улиц из автотранспортной сети лишь усугубит проблему с пробками. Очевидно, что, вместо того чтобы как-то избавиться от старых ошибок, которые допустили при строительстве магистралей и развязок, власти пытаются убрать пробки из центра радикальными методами – запретить там ездить простым людям. Ну а для тех, у кого «спецтранспорт», вряд ли что-то изменится. Разве что не нужно продираться через припаркованные тут и там автомобили. Однако это одна сторона медали. Другая – сделать центр Москвы более удобным для пешеходов.
Нездоровый город
Своим мнением на этот счёт поделился Вячеслав Лысаков, первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству: «Транспортные проблемы мы никогда не решим. Отчасти можно что-то сделать, но до конца пробки побороть не удастся. А пешеходные зоны – это хорошо. Главное, чтобы одно не было в ущерб другому. Не думаю, что исключение некоторых улиц для проезда добавит проблем».
Главное – найти компромисс в этом вопросе. Существуют программы, которые смогут смоделировать изменение загруженности дорог при каких-либо обстоятельствах. Что, по идее, должно помочь при планировании тех же пешеходных зон. Однако складывается впечатление, что либо программа работает плохо, либо ей не пользуются вовсе, либо у властей неприязнь к автомобилистам. Потому что пробки растут, хотя при этом строятся новые развязки – но воз и ныне там.
Так, например, аналитики голландской компании TomTom, провели исследование и выяснили, что в Первопрестольной самый большой процент загруженности дорог. Он составляет 66%, что является самым высоким показателем среди тех городов, где проводилось исследование. Для сравнения: в Стамбуле – 55%, в Варшаве – 42%, а в Лос-Анджелесе – 33%.
Идею создания пешеходных зон в Москве всецело поддерживает Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. «Интересы пешеходов должны быть приоритетнее интересов автовладельцев. Никогда в Москве не будет такого счастья, как ездить с периферии на работу сквозь весь город. Любая власть в городе должна заботиться о том, чтобы был нормальный общественный транспорт европейского уровня. И нормальная возможность ходить пешком», – говорит он. Михаил считает, что когда всё Бульварное кольцо окажется без машин – выяснится, что не так всё страшно. Понятно, что лучше, если бы та же Маросейка была пешеходной зоной, а не дорогой с узеньким тротуаром, где диву даёшься, как там люди-то протискиваются. При этом если вспомнить об инвалидах, то становится совсем грустно.
«Мораль простая: прогулочные зоны в большом городе – вещь абсолютно необходимая. Если их нет, то это плохой, нездоровый город», – говорит М. Блинкин.
Наступить на ту же плитку
В итоге на сегодняшний день мы имеем огромный дисбаланс между дорожной инфраструктурой и тротуарной. У нас не так много мест, где можно было спокойно пройтись. Поэтому данную модную идею поддерживают специалисты, урбанисты и просто здравомыслящие люди. Однако с учётом российской специфики возникают некоторые сомнения. Достаточно вспомнить практику укладки плиткой первых пешеходных зон. В очередной раз будут снимать действительно хороший асфальт и класть непонятную гранитную плитку, на которую страшно посмотреть. Не то что по ней ходить.
Укладывать её вручную – видимо, дань временам Ивана Грозного. Вот только теперь это делают не специалисты, а неучи, которые кладут плитку с нарушением всех технологий. Отчего и перекладывают её по нескольку раз в год. При этом из бюджета расходуются колоссальные суммы, которые можно было бы потратить с большей пользой. «При желании сделать город комфортным для жителей хромает реализация. При таких огромных средствах, которые выделяются на благоустройство Москвы, мы не видим соответствующего результата», – говорит Александр Закондырин, глава МГО «Альянс зелёных». При этом, как отмечает А. Закондырин, создание пешеходных зон может упереться в отсутствие альтернатив для автотранспорта. Невозможность подъехать к магазинам, бизнес-центрам, палаткам, что противоречит даже юридической логике нашего законодательства.
Да, в последние 20 лет в городе реализовывали инвестиционную модель развития столицы. В итоге по этой концепции получалось так, что определённая сумма денег шла в карман чиновникам. Ладно бы при всём надувательстве с бюджетом чиновники давали бы горожанам качественный продукт в виде этих пешеходных зон. Так ещё и при тотальном воровстве они не могут организовать нормальную укладку плитки.
Приоритеты властей выглядят странными. При том количестве ветхого жилья, которое есть в столице, мы тратим по 100 млрд. рублей на благоустройство одних только набережных. Сколько в итоге «съест» проект по созданию прогулочной зоны – неизвестно. Наверное, стоило бы создавать условия, чтобы люди жили по-человечески, а потом фонтаны в каждый двор ставить. В конце концов, не эстетическая составляющая повышает уровень благосостояния граждан.