С начала июля на московских дорогах стало меньше автомобилей с проблесковыми маячками, дающими приоритет на дорогах. Таким образом, Владимир Путин воплотил в жизнь предвыборное обещание, небезразличное многим автовладельцам. Казалось бы, можно говорить об услышанной позиции общества. Но некоторые депутаты и эксперты отнеслись к инициативе если не скептически, то сдержанно и скупо. Есть ли подоплёка в отмене надоедливых мигалок? Выясняли «Аргументы недели».
7 февраля тогда ещё кандидат в президенты Владимир Путин предложил сократить количество спецсигналов для служебных автомобилей чиновников. Оставить их только лицам, которых действительно требуется охранять в интересах государства. Путин обозначил и примерное число таких персон. «Это незначительное количество, буквально несколько десятков», и сделать это можно «безболезненно», добавил он.
Месяц спустя Владимир Путин вернулся к данной теме, уже будучи избранным президентом. «Мы сделаем это ещё до инаугурации», прозвучало тогда. При этом Владимир Владимирович посетовал, что количество владельцев спецсигналов за последние годы неуклонно возрастало, и «достаточно сложно воевать с людьми, которые с удовольствием пользуются ими». Становилось ясно, что в вопросе с мигалками шла некая невидимая «кабинетная война». Хотя реальный фронт давно развернулся на дорогах и в сети. Интернет-ресурсы буквально наводняли видеоролики с нарушающими ПДД правительственными седанами. Появилось даже общественное движение «Синих ведёрок», поставившее своей целью бороться с мигалками с помощью юмора.
Инаугурация прошла, а конкретики всё не было. 19 мая Владимир Путин наконец подписал указ, в котором значилось: число синих маячков сократится с 968 до 569 штук.
Почему оставили так много? Можно ли считать обещание выполненным, а сам шаг – движением навстречу гражданскому обществу? Почему решение по такому в общем-то несложному вопросу откладывалось столь долго и вступило в силу только сейчас?
«Здесь у властей своя логика, – считает депутат партии «Справедливая Россия» Антон Владимирович Беляков. – Это обычный шаг, направленный на достижение сиюминутного результата. Так как власть вынуждена поднять тарифы ЖКХ, то на фоне непопулярных мер это очень кстати. Напомню, что мигалки уже обещали снять перед одними из прошлых выборов, однако затем появились номера серии МР».
Оценивая происходящее, депутат предположил, что данное решение прежде всего предназначено «для людей, нежелающих глубоко погружаться в политическую кухню, и является отвлекающим». Поэтому череда сиюминутных, «половинчатых» решений, наподобие отмены мигалок или назначения полпреда «из народа», «является точным попаданием в ожидания» и, «возможно, будет продолжена». Сейчас у тех, кого лишили данной привилегии, одна забота: нет ли в этой кадровой ротации и намёков на скорое выбывание из должности, пояснил депутат. В связи с этим возникает закономерный вопрос: продолжат ли чиновники, которым оставили маячки, нарушать ПДД?
По мнению лидера «общественного движения синих ведёрок» Петра Шкуматова, бояться этого не стоит. «Что касается поведения тех автомобилей, которые сохранили спецсигнал, то вряд ли у них получится вести себя по-старому. Мир немного изменился за последние два года и вызывающее, эпатажное поведение этих персонажей осталось в прошлом. Любой, кто попытается повернуть время вспять, получит достойный отпор со стороны общества».
На вопрос о мнениях и оценках по этому решению внутри самого общества синих ведёрок Пётр Шкуматов ответил, что «самое популярное мнение заключается в том, что ничего не изменится, и нам надо продолжать делать то, что мы делаем, как будто ничего не случилось. Сокращение мигалок в таком количестве – это половинчатая мера, которая ни к чему не приведёт. Единственным разумным вариантом является полная отмена мигалок на машинах чиновников, за исключением нескольких десятков охраняемых лиц. По иронии судьбы это именно то, что обещал Путин в своей предвыборной кампании. Сдержит ли он своё обещание пусть и с опозданием, покажет время».
«Отмена мигалок – решение, безусловно, популистское, но половинчатой я бы эту меру не назвал», – поделился своим видением ответственный редактор журнала «Автомир» Александр Жихарев. «Приятно, когда делается что-то позитивное, хотя это скорее актуально для Москвы, чем для всей страны. Что хотелось бы отметить в этом указе, так это запрет для глав субъектов регионов на использование спецсигналов вне границ подведомственной территории. А то ведь раньше как было: даёт руководитель кому-то машину в Москву, и катайся», – отметил собеседник.
Впрочем, указ должен реально работать. «К сожалению, законы у нас часто не исполняются, и этот указ будет нарушаться людьми с деньгами, которые обязательно от него откупятся. Ведь власть у того, у кого деньги», – выразил свои опасения первый заместитель председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, депутат от партии КПРФ Иван Никитчук. «России единой сегодня нет, хотя партия такая и есть. Общество должно находиться в гражданском согласии, а у нас оно разделено на два противоборствующих лагеря: 70% бедных и 30% богатых, которые ни в чем себе не отказывают, в том числе могут ездить и с мигалками. Но если в обществе, в первую очередь среди автомобилистов, найдётся группа, готовая бороться за полную отмену, я считаю, это будет правильно. С мигалками, на мой взгляд, могут ездить только президент, премьер, их первые заместители, а также губернаторы», – отметил Иван Никитчук.
Что ж, власть сделала шаг, экспертное сообщество высказалось. Теперь очередь за обществом. Если отмена мигалок – всего лишь приманка или манёвр, то можно отстаивать дальнейшие требования. Станет ли спокойнее на дорогах? В самое ближайшее время – точно. Наступает активная пора отпусков.