Об основных тенденциях развития столичного рынка новостроек, о том, как развивается инвестиционная активность в секторе жилищного строительства, мы беседуем с одним из самых опытных специалистов в этой сфере, заслуженным и почётным строителем Российской Федерации Юрием Ефимовичем ШЕЛЯПИНЫМ, президентом строительно-инвестиционного холдинга «Эко-Тепло», известным меценатом, председателем координационного совета Некоммерческого партнёрства взаимопомощи православных предпринимателей «Попечитель», членом попечительского совета «Православной энциклопедии» и др.
- Юрий Ефимович, вас часто называют «патриархом московского строительства»…
– Для моих 77 лет это, наверное, не удивительно. Я родился и вырос в Москве и уже много лет занимаюсь возведением здесь жилых домов, точнее – уже более полувека. Мой труд в системе московского строительства в разные годы был отмечен рядом наград, среди которых самые дорогие – орден Трудового Красного Знамени и медаль «За трудовую доблесть». Я прошёл путь от мастера до руководителя крупной строительной компании. Вот уже более 24 лет возглавляемая мною компания «Эко-Тепло» является одним из наиболее стабильных инвесторов жилищного строительства в столице; немногие компании в этом секторе обладают столь же долгой позитивной биографией.
– И много за ваши более полувека построили в Москве?
– Немало. Сначала объекты в советское время, такие как космодром «Байконур», комплекс зданий СЭВ, Институт имени Курчатова, а также участвовал в реконструкции Мавзолея, зданий Кремля и др. Различные программы инвестиций в столичное строительство «Эко-Тепло» реализует начиная с 1995 года. Первый объект нами был проинвестирован на ул. Минская «Золотые ключи» – второй инвестиционный объект г. Москвы. За счёт собственных средств компании и привлечённых средств построены: жилой комплекс «Золотые ключи», дома в районах Марьино, Люблино, Братеево, «Филёвская пойма» и многие другие. Всего было проинвестировано строительство около 700 тысяч квадратных метров жилой площади. Около 35% построенного жилья было безвозмездно передано городу Москве для распределения среди очередников.
– То есть ваш холдинг – крупный игрок на рынке строительного инвестирования?
– Нет, я бы наш холдинг крупным игроком не называл. Есть куда более крупные. Мы же, скажем так, надёжный крепкий партнёр из середины дивизиона ведущих московских инвесторов жилого строительства.
– Как вы думаете, почему не оправдались прогнозы по заметному притоку инвесторов на московский рынок недвижимости?
– На мой взгляд, одна из главных причин этого – опять же чиновники, которые, участвуя в тендерах, опускали на торгах цену – выигрывали самые лакомые проекты для перепродажи. Вот они-то и разозлили новую администрацию и в нарушение закона об инвестициях все контракты отменили. Это подтвердили тысячи положительных решений Арбитражного суда. Из-за десятка махинаторов пострадали тысячи инвесторов. Законы надо исполнять!
– Подождите: вы сами сказали о наведении в Москве законного порядка.
– В том-то и парадокс! Чиновники среднего звена активно подтачивают нормальный инвестиционный климат, с таким трудом создаваемый руководителями Москвы. Очевидно, что со сменой руководства в столице картина управления городом стала резко меняться к лучшему. Новая команда начала наводить законный порядок, в том числе и в таком сложном строительном блоке. И мы, кто уже давно и серьёзно работает в этой сфере инвесторами, радостно приветствовали эти перемены. Однако на практике мы видим удивительную «пробуксовку»: руководство города и строительного комплекса принимает правильные и выверенные решения, а чиновничий аппарат, призванный эти решения реализовывать, живёт и действует так, словно ничего не изменилось.
– А можно уточнить – чем конкретно эти чиновники мешают нормальной работе инвесторов?
– Примеров множество. Попробую представить некую обобщённую картину типичного поведения тех самых «серых» московских чиновников, которые исподтишка мешают мэру и его команде обустраивать столицу и строить для москвичей удобные красивые дома.
Первое, что бы я выделил, – это некая надменная келейность.Парадоксально, но обсуждения по объектам жилищного строительства проводятся сегодня в Москве принципиально без участия инвесторов. Инвестор, рискующий зачастую весьма немалыми средствами, не имеет возможности участвовать в обсуждении своего проекта. Решения принимаются за плотно закрытыми дверями, по непонятным порой критериям и основаниям. И зачастую эти решения совершенно не соответствуют объявленным принципам московского градостроительства.
Второе – постоянное затягивание всего и всегда.Чиновники неимоверно оттягивают принятие любого, даже совершенно технического действия. Даже когда город уже принял принципиальное решение и контракт подписан, начинаются бесконечные мытарства по каждому пустяковому поводу. Приходится подолгу высиживать перед кабинетами, ждать невероятно долго выполнения любой формальности, согласования каждого элемента и этапа.
– Неужели об этом не знают те, кто возглавляет строительный блок да и город в целом?
– В том-то и дело, что они получают искажённую информацию. Ведь подают её те же средние чиновники, которые во всех бедах и проблемах винят исключительно инвесторов. Руководство города и строительного комплекса, которые стараются навести должный порядок, просто не знают, насколько их решения и инициативы «гасятся» инерцией аппарата.
– За такие действия люди должны отвечать.
– Должны. По идее. Но не отвечают, хотя их обязанности прописаны в договоре. Как-то находят возможности уходить от ответственности. Чиновники среднего звена не отвечают ничем ни за свои противодействия, ни за своё бездействие. Простаивание миллиардных проектов вопреки интересам города и страны для них – пустой звук. Даже судебные решения никак не подвигают их к действиям. Так, например, по одному из строительных проектов в Москве у меня есть уже четыре (!) арбитражных решения в нашу пользу, но чиновники открыто отказываются их выполнять.
Если хотите, приведу ещё несколько примеров из практики работы нашего холдинга. Например, у нас на много лет «замерло» в ситуации неопределённости строительство делового комплекса в районе улицы Верхняя Радищевская. Проект разработан и согласован, вся разрешительная документация давно получена. Но чиновники находят раз за разом основания для того, чтобы бесконечно тянуть с выдачей разрешения на строительство.
Ещё один «застывший» объект – строительство жилого дома на улице Большая Никитская. По проекту также проведены немалые работы. Более того: наш холдинг авансом уже отселил 81 человека из трущоб в счёт будущей новостройки, однако само строительство мы никак не можем начать. По этому проекту есть несколько арбитражных решений в нашу пользу.
И вот ещё: строительство жилого дома для военнослужащих в Москве по улице Енисейской. Здесь просто анекдотичная ситуация: участок земли находится в федеральной собственности, есть инвестконтракт, есть все необходимые согласования с федералами, однако московские чиновники наотрез отказываются поставить совершенно автоматическую (по закону) визу для дальнейшего осуществления инвестпроекта. В этой истории также уже есть одно арбитражное решение в пользу проекта, но, как уже было сказано, оно средним чиновникам не указ.
Эти три случая из практики «Эко-Тепло» отражают весьма типичную картину на московском рынке строительства жилья. В аналогичных ситуациях невнятных по объяснениям торможений проектов находятся многие московские инвесторы.
– Насколько всё серьёзно?
– Всё более чем серьёзно. Ситуация в сфере отношений между инвесторами и чиновниками дошла до критической точки. Нельзя больше мириться с тем, что именно средний чиновник диктует реальные правила, ущемляя не только инвестора и его проекты, но и государственные интересы в целом. Многие молчат, но я в силу своего авторитета и возраста, может быть, решил называть вещи своими именами. Более того, я обратился с этой проблемой напрямую к Владимиру Владимировичу Путину, потому что, похоже, без его личного вмешательства ситуацию быстро не исправить. Конечно, хочется верить, что рано или поздно усилиями мэра и руководителей строительного комплекса порядок будет наведён, но сколько пройдёт времени и сколько отчаявшихся инвесторов на тот момент уйдут из столицы в более спокойные регионы и сферы деятельности?
– И что, вы полагаете, нужно сделать?
– Сделать нужно очень простую вещь: заставить средних чиновников, и прежде всего московских, с которых их собратья из регионов берут пример, точно выполнять свои обязанности и решения, которые принимаются руководством. Начать работать на дело, а не на себя. Перестать дискредитировать государственную политику в целом и конкретных руководителей, которых они своим бездействием просто подставляют. Наконец, ввести персональную ответственность чиновников среднего звена за выполнение решений руководства. А попутно провести ревизию всех «застывших» инвестиционных проектов и программ.