В Москве с июня начнётся обновление трамвайного парка. На эти нужды из городской казны потратили 1,102 млрд. рублей. 17 новых вагонов с переменным уровнем пола начнут курсировать в районах «Сокольники» и «Преображенское». Всего до конца года в эксплуатацию введут 67 закупленных трамваев.
Обновление
парка назревало уже давно. Но последние четыре года столица не вводила новой техники. Трамвайные пути сокращались, маршруты снимались, а развития не было. По словам Евгения Потапова, начальника отдела производственно-технического обеспечения ГУП «Мосгортранс», новые вагоны – это переходный вариант к полностью низкопольным трёхсекционным трамваям, которые начнут вводить в следующем году.
Новые машины (тип 71-623 выпускается Усть-Катавским вагоностроительным заводом с 2009 г.), которые поступят в июне, смогут перевозить до 127 человек, при номинальной вместимости 5 чел./кв. м. При этом полная вместимость составляет 187 пассажиров (8 чел./кв. м). Сидячих мест будет 33, а доля низкого пола составит 40% салона трамвая. В средней части вагона высота составит 37 см. Однако предусмотрена выдвижная площадка, на неё можно будет заехать в салон.
За исключением низкопольности, плавного хода и нового дизайна, сам вагон по вместимости практически не отличается от старых машин. Приятных мелочей вроде кондиционера и Wi-Fi не предусмотрено. Всё это появится только через год, когда начнут вводить в эксплуатацию новые трёхсекционные вагоны, полностью низкопольные. В планах города – закупить порядка 120 таких образцов.
К сожалению, у нас мало обращают внимания на удобства для пожилых людей и инвалидов. Взять лестничные подъёмы и спуски. Вход в различные учреждения и магазины. Вообще они мало где оборудованы. Поэтому, по мнению Вячеслава Лысакова, депутата Госдумы, зампреда комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, новые трамваи – хороший шаг навстречу людям, которые имеют физические недостатки. «К тому же нововведения улучшат трафик – чем быстрее люди зайдут в транспорт, тем чётче будет выдерживаться график движения трамвая». А очереди только усугубляют эту ситуацию.
К сожалению, многие трамвайные линии у нас ликвидированы. А надо бы, наоборот, их развивать. Прежде всего – это экологичный вид транспорта. Необходимо также дорожникам позаботиться о том, чтобы пути были приспособлены к городским условиям. Они должны иметь мягкое резиновое наполнение, чтобы профиль дорожного покрытия не менялся.
«В некоторых странах, например в Бразилии, сделаны целые посадочные павильоны. Когда транспорт подходит к нему – люди просто переходят в трамвай. Это и быстро, и удобно. Такие технические решения – это не проектирование и выпуск космического корабля, а элементарные вещи. Есть мировая практика, и её надо использовать», – рассказывает В. Лысаков.
Там, где трамвайные линии проходят в центральной части дороги, пассажиры зачастую бегут к ним не по пешеходным переходам. Что вызывает недовольство у автомобилистов. Но перспектива быть сбитым наших граждан не останавливает. Вторая существенная проблема в том, что на остановке рядом с трамваем негде встать. Например, по маршруту №№11 и 17 у остановки «Метро «ВДНХ» из центра граждане зажаты между путями и проезжей частью. Ширина площадочки, уложенной плиткой, – чуть больше метра. Что вызывает трудности у пассажиров. А инвалиду-колясочнику и подавно будет трудно там развернуться. Даже если появятся низкопольные трамваи.
Сбежали от прогресса
В плане комфорта и развития этого вида транспорта мы серьёзно отстали от современных зарубежных мегаполисов. За последние 20 с лишним лет в городах на постсоветском пространстве снимали трамвайные линии, а во всём мире шёл настоящий трамвайный бум. Это происходило в Канаде, Восточной Азии, Европе и даже США, где не очень любят общественный транспорт. Мы этот бум прозевали. Даже господствовало такое мнение, что трамваи якобы усугубляют ситуацию с пробками.
«Первая причина, по которой отстаём, – это нехватка денег. Вторая – в Россию с опозданием на 80 лет от тех же США пришёл бум автомобильный», – рассказывает Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. – Оптимизм, что мы все поедем на автомобилях и общественный транспорт больше не нужен, существовал 20 лет. Потом выяснилось, что при существующей исторической планировке города это невозможно».
Современный трамвай – это не то, что мы привыкли видеть на улицах нашего города. Его пути должны быть обособлены от проезжей части, а остановки – удобными. Стиль современного города – низкопольные вагоны, бесшумные, с Wi‑Fi, кондиционером и прочими приятными вещами. По словам М. Блинкина, не только трамвай, но и вообще любой вид общественного транспорта должен быть предназначен для тех, у кого уже есть автомобиль. Уровень комфорта не должен сильно отличаться. Тогда людей можно будет убедить более рационально относиться к поездкам. Современные технологии позволяют интегрировать в мегаполисах скоростные трамваи. И обеспечение именно таким видом транспорта необходимо делать в большем объёме. Он лучше, чем тот же дымящий и чадящий автобус. Он не так зависим от пробок в городе, да и людей перевозит существенно больше.