Замки из песка строят не только дети. Серьёзные скульпторы тоже работают с этим сыпучим материалом, создавая из него произведения, жизнь которых заведомо недолга. Мы поговорили с мастером Павлом МЫЛЬНИКОВЫМ, который сейчас создаёт скульптуры в Коломенском.
Чемпионат мира по скульптурам из песка проводится в Москве на протяжении уже семи лет. О нём знают все скульпторы, которые работают с этим материалом. Таких немало. «Они увлечены, просто болеют песком, – объясняет Павел Мыльников. – У песка мощная энергетика. С ним можно работать очень быстро. Реализовать какую-то идею, посмотреть, как воспримет её публика. И ещё: благодаря этой работе много путешествуешь, общаешься с коллегами из других стран, подпитываешься. Для художников это очень важно».
Например, один из участников чемпионата – скульптор из Индии. Восемнадцать лет он занимается песком, у него есть своя академия. Каждое утро скульптор с учениками приходят до прилива на пляж. Они делают изваяние, – а потом его смывает океан. Мало что показывает так наглядно, как бренно всё в этом мире... У этого индийского скульптора инструменты всегда при себе. Вместо резцов он использует... свои ногти, они у него сантиметров по пять длиной. Павел Мыльников познакомился с ним на чемпионате в Китае, лет 17 назад, в самом начале своего увлечения песчаными скульптурами…
...А начинал он со скульптур изо льда, в 90-х как-то занял в Москве первое место на фестивале на Пушкинской площади. Его заметили и предложили поработать с песком. Однажды Гари Кирк, который, кстати, и вывел это искусство с пляжного на мировой уровень, позвал его на фестиваль в Сан-Диего. «Там я завёлся, заболел этим, – вспоминает Павел. – По миру стал ездить.
На сегодняшний день у меня уже 11 первых мест. Делал Махатму Ганди, Мать Терезу, римских пап... Всего я четырёх пап сделал. Итальянцы меня очень любят, «папамейкер» называют. Наградили даже грамотой Ватикана за ежегодное благотворительное участие. Если сравнивать со льдом, с которого я начинал, – песок как материал гораздо сложнее. Лёд, благодаря прозрачности, – это шоу, иллюзия, он прощает тебе ошибки, ты можешь подсветку включить – и их не видно. А песок ничего не скрывает. Форму сразу видно. И пропорции. В песке не обманешь».
Скульптуры из песка могут достигать трёх десятков метров в высоту. Чтобы создать их, нужна подготовка. «Песок не просеивают. Главное, чтобы он был без больших камней, – рассказывает Павел Мыльников. – Сначала мы едем на карьер. Речной песок не годится, в нём песчинки обкатанные, круглые, схватываются плохо. На карьере мы выбираем слой, который нам подходит, снимаем пробу, смотрим. В песке должно быть 2–3% глины, связующего вещества, которое при трамбовке даёт крепость. Везде разный песок. В Монголии какой-то каменистый, в Китае – больше с глиной, в Испании – пляжный, сыпучий, мелкозернистый и светлый, аж белёсый. Мне всегда нравился песок в Италии, особенно в Венеции, и Германии».
Для каждого скульптора по его экскизу заранее делается пирамида нужного размера. В опалубку засыпается песок, заливается вода, потом в ход идёт вибротрамбовка, которой укладывают асфальт. Так песку придаётся плотность, которая позволяет дальше работать с этим материалом: вырезать, придавать разные, порой рискованные формы.
Для каждого чемпионата задаётся определённая тема. В нынешнем году в Москве это – «Тайны народов мира». Она даёт возможность поиграть на разнообразии стран, концепций, традиций. Наверное, поэтому выставка получилась насыщенной.
У каждого скульптора было семь дней, чтобы сделать свою работу. «Это безумно короткий срок. Каждый раз, заканчивая скульптуру, я не верю, что успел, – делится Павел Мыльников. – У тебя есть семь дней, вот, будь добр, сражайся, но реализуй свою идею. Заниматься скульптурой из песка – это каждодневная война со стихией. Дождь размывает, солнце сушит, ветер раздувает. Я люблю под тентом работать, чтобы не зависеть от погоды и делать что хочу, а не приходить каждое утро в мандраже, что у меня что-то размылось или рассыпалось. Но в тентах что плохо – пропадает энергетика.
На открытом воздухе скульптуры смотрятся по-другому, гораздо гармоничнее. Но под тентом или нет, а всё равно работаешь на улице, в самых разных погодных условиях. В Сингапуре, помню, до плюс 50 в тени было. Там нужно было шестиметровую скульптуру делать. Мне в помощь дали трёх сингапурцев с лопатами, которые ни на каком известном мне языке ничего не понимали. Им говоришь, точнее – показываешь: «Ребята, надо копать здесь». И главное потом было – вовремя остановить, а то они траншею на месте скульптуры сделали бы...» Вот так порой и творятся произведения из песка – хоть и недолговечное, но искусство...