Аргументы Недели → Город М № 18(360) от 16.05.2013

Играть по правилам

, 17:26 , Обозреватель отдела Промышленность

Проблемы большого города велики и разнообразны. Широкий их спектр – от тарифов на ЖКХ до нелегальной миграции, от пробок до промышленных зон – согласился обсудить с нашими корреспондентами Андрей ШАРОНОВ, заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики.

- Андрей Владимирович, позвольте начать с заводов, с промышленных зон Москвы. Они занимают в нашем городе десятки тысяч гектаров...

– 7,7 тысячи гектаров. Двести девять промзон. Большая часть предприятий в этих зонах Москве не принадлежит, находится в федеральной или частной собственности. Но мы можем повлиять на ситуацию. Сейчас она выглядит так: Москва – постиндустриальный мегаполис. Рынок услуг в нём растёт по сравнению с производством. Доля промышленности в столице – 17%, по прогнозам, она ещё опустится до 16%.

Мы выступаем за то, чтобы с территории нашего города были убраны грязные производства: литейное, химическое, а остались наукоёмкие, высокотехнологические. Точечные проекты. Многие промышленные территории, находящиеся в центре Москвы, где земля такая дорогая, по факту давно уже стали складами или свалками. Необходимо превратить их во что-то полезное для столицы с помощью частных инвесторов.

Известно, что мечта многих собственников этих территорий – всё снести и застроить жильём. Но мы не можем этого допустить. Правительство Москвы намерено устанавливать целевое назначение таких участков, а собственники уже будут выбирать, что им выгодно, – развивать их или продавать. Если промзона уже окружена жильём, то добавлять туда новое нецелесообразно. Там требуются социальная инфраструктура, торговля, рабочие места.

– Но рабочие места на производствах занимают в основном мигранты, которым требуется жильё. Получается замкнутый круг...

– В городе 6 миллионов 300 тысяч рабочих мест. Из них москвичами занято 4 миллиона, а 2 миллиона 300 тысяч – мигрантами. Например, на ЗИЛе мигрантов много. Нужно ли любой ценой такие рабочие места сохранять? Не думаю. Что касается конкретно ЗИЛа, то там мы планируем запустить производство лёгкого коммерческого автомобиля с иностранными партнёрами. А промзона будет уменьшена с 300 га до 50. Остальное подвергнется реорганизации: Ледовый дворец спорта, офисы, торговля, жильё, образование и рекреация.

– Возвращаясь к мигрантам, – их стало очень, очень много. И кажется, далеко не все работают.

– Ни один город, особенно такой крупный, как Москва, без мигрантов не обходится. Москвичи не идут во многие сферы деятельности, которые сейчас занимают мигранты, и не пойдут в будущем. Естественно, нам бы хотелось, чтобы миграция была полностью легальная и люди приезжали квалифицированные, образованные, добропорядочные. А работодателям хочется прежде всего, чтобы работники были им выгодны. Если не платишь белую зарплату, не осуществляешь социальные отчисления, а по закону они немалые, экономишь на проживании, – это создаёт серьёзные конкурентные недостатки для законопослушных работодателей. Поэтому задача правительства Москвы в том, чтобы требовать от работодателей легализовать мигрантов, платить им и создавать нормальные условия жизни. Тогда привлекательность, скажем, трудовых ресурсов из Средней Азии снижается. Если я должен всё равно платить белую зарплату, страховать работников, регистрировать их – тогда возникает вопрос: может, мне сотрудника из Москвы или из Брянска взять?!

– Вот в ЖКХ у нас любят привлекать дешёвую рабочую силу. А тарифы всё растут.

– В прошлом году среднегодовой рост тарифов составил 4,9%, это рекордно маленькая цифра. За 20-летнюю историю такого низкого повышения не было. И в 2013 году рост тарифов будет только один раз – в начале второго полугодия. То, что увеличивается цена на электроэнергию, на газ – на 14%, так здесь, к сожалению, не мы управляем ситуацией. И то и другое закупается у соответствующих компаний по их ценам. Важным аспектом тарифной политики правительства Москвы является реальное сдерживание роста тарифов на услуги естественных монополий, фактическое занижение уровня закладываемой ими прибыли для того, чтобы удержать рост тарифов для населения. Кроме того, базовым принципом является гарантированная поддержка горожан, в первую очередь многодетных семей, ветеранов, героев войны и труда, наименее имущих слоёв населения, а также москвичей с ограниченными возможностями, посредством субсидирования. В Москве 580 тысяч семей, или свыше миллиона москвичей, получают субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

– Много говорится об отмене льготной аренды городской недвижимости для малых предпринимателей. Не слишком ли резко это делается?

– Такой льготой пользовались в Москве всего 2,5% предпринимателей, при этом другие 97,5% арендовали помещения по рыночным ставкам. Разве это справедливо? Эта льгота порождала неравенство конкурентных условий для предприятий. Поэтому – такой ажиотаж вокруг этого вопроса не совсем корректен. В целях принятия дополнительных мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства мэром Москвы С. Собяниным принято решение сохранить до 1 октября действие льготных ставок аренды (3,5 тысяч рублей за кв. м) площадей до 300 кв. м для предприятий малого бизнеса. Так что бывшие льготники должны будут платить 3,5 тысячи рублей за «квадрат», при том что в Москве рыночная ставка – в среднем около 9 тысяч рублей. Также мы приняли решение расширить перечень арендаторов площадей до 300 кв. м, которые сохранят льготы и после 1 октября. В список вошли предприятия сфер образования, здравоохранения, физической культуры, спорта, культуры, бытового обслуживания производств, а также социальные магазины.

– А относительно аренды жилья: одинаковые 13% налога разве надо брать и с сдающих однушку, и с владельцев апартаментов?

– В Москве, самом дорогом городе Восточной Европы, многие люди рассматривают покупку второго и третьего жилья как способ эффективного вложения свободных средств. И в данной ситуации заплатить 13% с той суммы, которую они получают от сдачи этого жилья, – это конституционная обязанность жителя. Как альтернативный способ уплаты налога мы в конце 2012 года ввели «Патентную систему налогообложения», в том числе можно приобрести патент на сдачу квартиры. Но он недешёвый, и его выгодно покупать владельцам дорогих квартир. Мы рады, что многие жители готовы действовать в рамках закона. Сборы подоходного налога за аренду квартир увеличились почти в четыре раза в 2012-м по сравнению с 2011 годом: 495 миллионов рублей против 116 миллионов. В два раза увеличилось количество плательщиков – с 7 до 15 тысяч. Но вот только по проверенным данным, квартир в городе сдаётся 113 тысяч, а по непроверенным – 300 тысяч.

Про транспорт. Много ли «отъедают» зайцы, пользующиеся бабушкиными соцкартами?

– Миллиарды рублей! Такие злоупотребления можно квалифицировать как мошенничество, преступление против налогоплательщиков Москвы. Мы же льготы из городских денег субсидируем. И не только льготы. Я хочу отметить, что, несмотря на рост заработной платы, ремонт подвижного состава, нам удаётся сдерживать тарифы, благодаря чему у нас в метро третий год они не увеличиваются. Нам 28 рублей не хватает даже на текущие расходы. Издержки растут: цена на электроэнергию, зарплаты. Ни копейки этих «проездных» денег не идёт ни на закупку нового подвижного состава, ни на капитальное строительство. Мы их в тарифе не считаем. А это гигантские расходы. И ещё больше предстоит. Все эти расходы мы оплачиваем из бюджета. За 80 лет истории московского метро было проложено 300 км линий. А за следующие семь лет мы планируем сделать 150 км, построить 74 станции. Это один из путей спасения Москвы от пробок.

– То есть нас всё же спасёт общественный транспорт?

– В Москве 38 автомобилей на 100 человек населения. А в Манхэттене, к примеру, 110 авто на 100 человек. Но у них нет таких транспортных проблем, так как люди используют свои машины, чтобы поехать за город в выходные, а не для ежедневных поездок на работу и обратно. Больше пользуются общественным транспортом. Даже банкиры ездят на метро. Это модель транспортного поведения. А для нас автомобиль – часть благосостояния! Ездишь пусть даже на самой обыкновенной подержанной машине – значит, более-менее приличный человек. А если на трамвае – ты не преуспел в жизни! Этот стереотип нужно изживать. Один из способов – сделать очень красивый современный подвижной состав. Это автобусы евро-5 и 6, это метро с Wi-Fi, кстати, на Кольцевой линии он уже работает.

– Может, легче реконструировать дорожную сеть, чем модель поведения?

– В Москве зарегистрировано около 4 миллионов машин. Ещё миллион-полтора въезжает из области. А чтобы полностью заблокировать город до 10-балльных пробок, нужно, чтобы на дорогах оказалось одновременно 700 тысяч автомобилей. Представьте себе, что с ночи на утро построили вторую транспортную Москву. Это означает, что тут же 1 миллион 400 машин выйдут на улицу и заблокируют город. Итак, решать проблему строительством дорог – тупиковый вариант. Другое дело, что их реконструкцией можно улучшить транспортный каркас столицы. Эксперты говорят, что Москва – это десять независимых городов, которые разделены либо реками, либо железными дорогами. Огромное количество машин, чтобы попасть из одной точки в другую, едут через МКАД или центр. Вот это можно исправить…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram