Аргументы Недели → Город М № 16(358) от 25.04.2013

Транспортное меню от мэра

, 17:57

Недавно на московском общественном транспорте вступило в силу новое тарифное меню. Основной принцип – стимулировать людей использовать метро и автобус как можно чаще за счёт выгодных абонементов. Переход на новую систему – дань европейской моде. Однако приживётся ли иностранный продукт у русского пассажира?

Успеть за 90 минут

Недавно в продажу поступили билеты «90 минут», благодаря которым можно совершить одну поездку (и более) в метро и неограниченное количество на наземном транспорте. Только с одной оговоркой: нужно успеть за 90 минут. Однако в первый же день работы схема дала сбой. У пассажиров не срабатывали новые проездные карты, и это повлекло за собой огромные очереди и недовольство пассажиров.

«Я купила билет «90 минут» в кассе наземного транспорта, но, спустившись в метро, обнаружила, что он не действует. Работник метрополитена, к которому я обратилась за помощью, отправил меня покупать новый. Но почему я должна переплачивать? Я попыталась пройти через заграждение, но на меня набросился контролёр, сильно толкнул в грудь и отправил назад. Выбежав из вестибюля, я пошла через другой вход станции. Там билет тоже не сработал. Дежурная сказала, что мне поменяют билет. А в кассе удивились: «Вы в своём уме»! Главный кассир отрапортовала: «Мы люди подневольные». Так прошёл целый час. В итоге – билет отобрали, а меня пустили бесплатно. Ехала в метро и ревела», – пожаловалась нам пассажирка Раиса Николаева.

«Прежде чем вводить изменения, нужно проинспектировать программу. Но, видимо, не успели и провели испытания сразу на пассажирах», – говорит предприниматель Роман Жигульский. Сильное возмущение вызвало также повышение цен на экспресс-поездки по единому билету. Чтобы сэкономить, теперь предлагается приобретать электронную карту «Тройка», предварительно заплатив аванс 50 руб. и средства на поездки до 3 тыс. рублей. Так, пройти в метро с помощью электронного кошелька будет стоить 28 руб., в наземном транспорте – 26 рублей.

«Продажа одной поездки за 30 рублей противоречит постановлению правительства Москвы, где прописано, что она должна стоить 28 рублей! Авансовый платёж пассажир также не обязан оформлять, потому что это есть не что иное, как навязывание услуги и завуалированное повышение цен», – говорит юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов.

А с 1 июля нынешнего года единые на одну-две поездки и вовсе выйдут из обращения. Возникает вопрос: зачемпассажирупереплачивать, если ему необходимо проехать только в одну сторону на метро или добраться от одного вокзала до другого? Ведь пассажиру придётся приобретать либо билет «90 минут», либо сразу оформлять электронный кошелёк, что выйдет несколько дороже. Ситуация явно не на стороне клиента, а тех, кто услугу же и предлагает.

Оптом дешевле

Нововведение призывает людей как можно чаще использовать общественный транспорт. Возможно, от оплаты двух поездок пассажир и не почувствует выгоды, но билет «90 минут» на 20 поездок точно сэкономит средства. Средняя стоимость поездки в таком случае обойдётся уже не в 25 рублей, а в 19. А при использовании «ТАТ» на 11 проходов в транспорте средняя стоимость выйдет дешевле – не 25 рублей, а 18. «Оптовая цена всегда меньше. То же самое происходит и с пассажирскими перевозками. Мы поощряем покупку оптового покупателя, который регулярно пользуется услугами. Соответственно, розничная покупка становится немного дороже», – говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

При разработке новых схем оплаты проезда был взят опыт Лондона. Наша карта «Тройка» – это аналог английской «Ойстеркард». В Москве уже реализовано более 40 тыс. носителей. В то время как в английской столице только за первый месяц продали всего лишь 26 тыс. карт. Но Москва отстаёт в сервисе транспортных услуг. Купить билет на любое количество поездок в городе на Темзе можно с помощью банковских карт и наличными – через автоматы. «У нас стоят допотопные аппараты, которые продают не более одного-двух билетов, – это, конечно, позор. И вечно очереди в кассы и автоматы, которые на 70% сломаны», – говорит Роман Жигульский. «Администрация города обязана пробовать более прогрессивные инструменты, которые существуют в мире. Сейчас новая система на стадии пробы. Отдельные тарифные исключения людям могут и не понравиться, тогда их будут усовершенствовать. Но решение о введении нового тарифного меню абсолютно правильное», – считает Михаил Блинкин.

Аргументы депутата

Член комитета Госдумы по транспорту Олег Нилов:

– Я категорически против отказа от привычных одноразовых билетов. Потому что в отличие от Европы, с которой мы пытаемся брать пример, у нас, к сожалению, очень многие люди живут не просто от зарплаты до зарплаты, а ото дня ко дню и не знают, где найти средства на день завтрашний и послезавтрашний. Пока минимальная зарплата будет приравнена к тюремному пайку узника, то и речи не может быть об оплате годового или квартального билета или проездного.

учае её подтверждения принять меры по пресечению нарушений и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности. О результатах проверки прошу проинформировать меня установленным порядком.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram