Русская традиция ходить в баню попариться, а заодно и пообщаться постепенно отмирает. Причина этому – резкое сокращение столичных парилок и засилье саун. По информации департамента торговли и услуг, из 55 крупных городских бань после развала СССР осталось всего 32. За последние десятилетия большинство из них закрылись, а здания были снесены в угоду застройщикам, однако сауны москвы продолжают открывать.
В этом году начали сносить знаменитые Можайские бани, которые уважали многие мастера пара и веника. Напомним, что в 1997 г. они закрылись, и с тех пор заброшенное здание в отличном состоянии простояло вплоть до января 2013 года. Тогда предприимчивый девелопер без какого-либо на то разрешения снёс его с целью построить «общественно-социальный центр».
По словам Рустама Рахматуллина, координатора общественного движения «Архнадзор», восстановить статус Можайских бань было возможно – это лишь вопрос воли власти. «Город мог и должен был их сохранить. Сейчас это модно называть политическим решением. Если город попросту сбывает недвижимость, упраздняет старые функции – это очень печально», – рассказывает он.
Вообще предыдущим властям много чего не нужно было, в том числе и традиционные учреждения быта и сервиса. Их решения приходится расхлёбывать сейчас. То немногое, что пережило события 1917 г., было уничтожено в 90-е и 2000-е. «Теперь очередь дошла до бань, которые являются частью московских и русских традиций. Признай Можайские бани архитектурным памятником, то можно было бы и поменять функции здания или же, наоборот, восстановить», – рассказывает Р. Рахматуллин.
Исходя из практики наплевательского отношения чиновников к архитектурному и культурному наследию столицы, можно ожидать, что подобная судьба ждёт и Донские бани. Не вписываются они в современное видение девелоперских аппетитов.
По словам Вячеслава Лысакова, депутата Госдумы, количество бань должно быть рассчитано из социальной необходимости. «Малоимущие граждане пользуются ими не с точки зрения удовольствия, а по необходимости. Должны быть доступные бани для них. Вообще такие исконно национальные источники укрепления здоровья должны обязательно присутствовать в городе», – говорит он.
Сауна-развратница
В то время пока количество бань сокращается – количество мелких саун в Москве только растёт. Ладно ещё в при гостиницах, спортивных объектах и фитнес-центрах. Там, как правило, всё прилично. В отличие от многочисленных притонов и борделей, которых тысячи, по словам Михаила Пашкина, председателя профсоюза работников полиции Москвы и Московской области.
Он рассказал, что буквально несколько недель назад в управление собственной безопасности МВД направили бумагу. В одной из саун, скорее всего, находится притон с проститутками. Оказалось, что в этом заведении есть тревожная кнопка, которая вызывает местных полицейских. Вскрылось это после того, как туда приехали сотрудники разбираться с якобы дракой. На самом же деле выяснилось, что гости после утех с девицами лёгкого поведения отказались платить. Из-за чего и началась склока с владельцем заведения, который хотел вызвать «своих» полицейских. Вот только местные были все заняты и приехали добропорядочные из другого подразделения. Теперь предстоят серьёзные проверки.
При этом есть ещё множество других таких увеселительных заведений, которые крышуют местные стражи порядка.
«К несчастью, подобных мелких саун размером 150–200 кв. м полным-полно. А из-за того что вокруг таких притонов крутятся большие деньги, никому не интересно их закрывать», – рассказывает М. Пашкин. Причём руководство ГУ МВД хочет и пытается бороться с ними, однако эффективность слабая. К сожалению, без помощи граждан не обойтись. Нужно, чтобы они писали на имя того же Анатолия Якунина, начальника ГУ МВД по Москве, просьбы о проверках. «Сверху этот клубок ещё можно разрубить», – говорит М. Пашкин.
Баня без пара –что щи без навара
К слову, всё вышесказанное никоим образом не относится к крупным общественным баням. Если мы говорим о Сандунах, то понимаем, что это в том числе историческо-культурное наследие города. Рассуждать о мелких обмываловках, которые то ли сауны, то ли бани, – не имеет смысла. Никакой банной культуры они не пропагандируют. К слову, там даже веником пользоваться нельзя, потому что нет нормального канализационного слива.
«Те же Сандуны или Астраханские бани, по сути, стали элементом традиции. Многие приезжающие в столицу считают обязательным посетить их. Такую практику надо поддерживать, впрочем, как и в целом банное искусство. В отличие от тех же непонятных мелких саун. От них польза весьма неоднозначна. Они скорее – поставщики клиентов врачам-венерологам», – рассказывает Александр Закондырин, председатель общественного движения.
В настоящую баню люди ходят прежде всего не развлечься и выпить. А отдохнуть и телом, и душой, да заодно и помыться. Впрочем, удовольствие не самое дешёвое, и, пожалуй, для многих накладно регулярно посещать термы. Минимум 500 рублей за два часа, да ещё и веник надо купить. Однако идеальных бань, где всё было бы хорошо, в Москве нет. Так, например, в Сандунах жалуются на плохую парилку. В тех же Астраханских банях посетителям не хватает нормального бассейна.
Впрочем, подобные невзгоды не останавливают истинных ценителей русской традиции. Например, посетительница Астраханских бань Галина рассказывает, что главное – это хороший пар и компания. «Люди приходят отдохнуть и стараются быть доброжелательными друг к другу. Те, кто ходит в эти бани уже на протяжении десятков лет, стараются передавать различные традиции. Например, мы всегда желаем друг другу что-нибудь хорошее в парилке. Стараются научить, как делать правильный пар», – рассказывает она. При этом тех, кто приходит выпить и повеселиться, – практически нет. В конце концов, как гласит русская поговорка: в баню ходить – тело мыть, а не водку пить.