Депутаты Госдумы внесли в парламент законопроект, который расширит права и обязанности сотрудников добровольной народной дружины (ДНД). Предлагается возможность штрафовать граждан «за невыполнение законных требований народных дружинников». Впрочем, этот процесс разворачивается и в обратную сторону. С добровольца точно так же можно будет взыскать за превышение полномочий.
Таким образом, за сопротивление дружине штраф составит от 500 до 2500 рублей. Если дружинник ущемляет права граждан, то его могут наказать на сумму от 1 до 3 тыс. рублей. В том случае, если это был начальник штаба, то отделаться он может как предупреждением, так и штрафом в размере от 1,5 до 5 тыс. рублей. С одной стороны, такие меры призваны защитить граждан, которые добровольно помогают органам правопорядка. С другой – обеспечить правами тех, кого дружина посчитает нарушителем. Впрочем, существует мнение, что эти нововведения лишь первая ласточка в расширении полномочий добровольцев и внештатных сотрудников полиции. Также многие правозащитники отмечают, что действия депутатов не продуманны и поспешны.
Андрей Метельский, руководитель фракции «Единая Россия» в Московской городской думе, считает, что если есть желание возродить дружину такой, какая она была раньше, то нужно более чётко и детально прописать регламент её действий. Она должна прежде всего помогать полиции в поддержании правопорядка, а не сама его наводить. «Не нужно создавать организацию, которая будет распоряжаться кошельками граждан и штрафовать их даже за административные нарушения», – говорит он.
Более того, не нужно создавать организации, которые могут подменить правоохранительные органы, считает депутат. Люди, в конце концов, за помощью идут в полицию, а не к казакам или дружине.
Конечно, к правоохранительным органам могут быть претензии и в плане превышения должностных инструкций, и в плане поддержания порядка. Нужно в первую очередь решать эти проблемы, а не высылать на подмогу необученное народное ополчение. В отличие от того же дружинника у полицейского все действия чётко регламентированы. И спрос с него будет похлеще, чем с добровольца.
Не допустить политизации
Чтобы стать дружинником, пожалуй, кроме московской прописки и желания, не нужно ничего. Не надо проходить аттестацию на знание законов. Не нужно быть мастером спорта по боевым искусствам. В целом кандидаты даже не проходят тщательных проверок на судимость и достоверность предоставленных данных. При этом они не имеют никаких полномочий и действуют как обычные граждане. Есть правда подарок от власти – годовой проездной билет на все виды транспорта, который передвигается по столице. Для многих это и становится решающим фактором вступления в ряды ДНД.
В 2012 г. на московскую дружину было выделено более 96 млн. рублей. Эти деньги пошли на зарплаты, красные повязки и на оплату ЖКУ в штабах ДНД. При этом в добровольцах числится свыше 18 тыс. человек.
Геннадий Гудков, экс-депутат и экс-зампред комитета ГД по безопасности, подчеркнул, что, к сожалению, существует вероятность превышения полномочий. «В России все любят злоупотреблять правом и силой. В идеальной системе можно было бы и поддержать эти штрафы. Но если мы вводим участие общественных институтов в охране порядка, то нужно наделять их правами и защищать их. Иначе нет никакого смысла в дружине», – говорит он.
Живой пример. Когда в 1999 г. в Москве были взрывы жилых домов – граждане вышли охранять свои подъезды. Выяснилось, что они ничего не могут сделать, если какие-то посторонние люди что-то таскают на чердак и т.д. У простых москвичей нет никаких полномочий, кроме как получить по лицу.
Также Г. Гудков считает, что с расширением полномочий для дружины и подобных организаций нужно повременить до тех пор, пока мы не разобрались с политической ситуацией. Чисто гипотетически можно будет записать всех «нашистов» в дружинники и отправить обеспечивать порядок на оппозиционных митингах. «Ничего хорошего из этого не выйдет. Страшна политизация этого процесса», – рассказывает он.
Кто защитит волонтёра
На данный момент дружинники сами по себе ходить не должны. Они обязаны находиться рядом с полицейским и всячески ему помогать. Например, быть понятым или свидетелем. Впрочем, распространена практика, когда дружинник без сотрудника органов походит по улочкам часок, да и поедет домой с бесплатным проездным в кармане.
Михаил Пашкин, председатель профсоюза работников полиции Москвы недоумевает: «Зачем нужно вводить новые поправки, если уже есть статья о неповиновении сотруднику полиции? В его присутствии не повиноваться дружиннику – это нужно иметь воспалённый мозг, чтобы додуматься до такого».
По его словам, лучше бы власти продумали, как защитить жизнь и здоровье дружинника. Если он будет убит при исполнении, то в отличие от тех же полицейских его семья не получит никакой компенсации. Делается это очевидно для того, чтобы дружинники смогли ходить по улицам самостоятельно и каким-либо образом воздействовать на граждан. Может быть, это попытки создать свои «ручные» дружины. Или общества типа «Чёрной сотни». Фактически это движение к тому, чтобы они становились должностными лицами, которые будут наводить свои порядки. Например, в Краснодарском крае казаков, которые патрулируют улицы, с целью самообороны вооружили травматическим оружием. А если представить, что дружину в Москве экипируют? «Каждый может создать себе такое войско. Записались в дружину, и пошли к тем же казакам отбирать у них сабли. Холодное оружие, как-никак», – говорит М. Пашкин.
В итоге полиция будет преступников ловить, а дружина – воевать с оппозицией.