Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 10(352) от 14.03.2013

Базары на аукционе

, 18:08

В скором времени четыре московских рынка – Даниловский, Лефортовский, Кунцевский и Велозаводский – сменят своего владельца. Осенью 2012 г. столичные власти выставили их на продажу с молотка. Общая стоимость площадок составила свыше 7,6 млрд. рублей. 19 марта планируется определить участников торгов, а 4 апреля решено провести аукцион.

Наталья Бочарова, первый заместитель руководителя департамента городского имущества Москвы, объяснила такую высокую стоимость тем, что это акции действующих предприятий. И в собственности этих обществ есть недвижимость и достаточно крупные земельные участки. Так, например, самым дорогим рынком стал Велозаводский – более 3,3 млрд. рублей. Сразу за ним по стоимости Даниловский – свыше 2 млрд. рублей. Цена Кунцевского рынка составляет более 1,1 млрд. рублей. А Лефортовский будет продан не дешевле 1 млрд. рублей.

Но, по сути, продаются не столько имущество и территории этих рынков, сколько их потенциальная прибыльность. Обычно в цену добавляются возможные доходы на несколько лет вперёд.

По словам Н. Бочаровой, эти рынки так и останутся рынками, поэтому опасаться, что на их территории могут вырасти торговые комплексы, не стоит.

Рука монополиста

Евгений Фёдоров, депутат Госдумы, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству, считает идею продажи рынков правильной. «Они ничего не приносят в государственную казну. Само по себе – это гигантский бизнес. Передача его в частные руки означает формализацию, инвестиции и доходы в бюджет», – говорит он. В целом это приведёт к улучшению организации торговли. Потому что муниципальные власти на подобные вещи денег попросту не дадут. «Предложи депутатам выделить средства из городского бюджета на улучшение работы рынка – они этого не поймут. Деньги нужны для пенсионеров, инвалидов и инфраструктуры города», – рассказывает Е. Фёдоров.

Перед продажей на Даниловском, Лефортовском, Велозаводском и Кунцевском рынках провели реконструкцию. По сути, после ремонта все сооружения стали стационарными, а значит, новому хозяину не придётся вкладывать дополнительные средства. Потому что к 2015 г. все городские рынки должны будут переехать в капитальные строения.

Однако ремонт того же Усачёвского рынка проходил не за счёт городских денег. Их пришлось искать самим владельцам. Всего же на строительные работы было потрачено около 70 млн. рублей. Что, впрочем, не могло не сказаться и на конечной стоимости продуктов. Для того чтобы отбить средства, которые потратили на ремонт, продавцам попросту подняли аренду. В итоге цены на товары выросли в среднем на 10%. Вот тебе и частная рука хозяина.

Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко», категорически против такой идеи властей. «Сейчас рынки – это хорошее подспорье для мелкого бизнеса или производителей сельхозтовара. Когда это перейдёт в руки частника – по бизнесу будет нанесён колоссальный удар. Потому что нынешних торговцев оттуда разгонят, а вернутся далеко не все», – считает он. Очевидно, что арендная плата от новых владельцев будет гораздо выше, чем сейчас. Что, безусловно, скажется на ценах самих продуктов.

По мнению С. Митрохина, правильный путь другой. Надо проводить реорганизацию этих рынков. Город должен привлекать малый бизнес к освоению этой земли. Например, гарантировать по сносной цене места на этих рынках. Нужно сотрудничество на принципах кооперации малого бизнеса с муниципалитетом. Это называется концепцией оборотного рынка. Либо город вместе с инвестором вкладывает деньги, и тогда последний является совладельцем. Либо землю оставляют в аренде, но малый бизнес вкладывается в строительство более современных сооружений.

«Нынешняя концепция тупая: доход будут получать очередной «сверхинвестор», монополист или олигарх, который будет драть с малого бизнеса три шкуры. Малые предприятия и предприниматели будут у него просто рабами», – говорит С. Митрохин. Такой подход преследует только интересы крупных игроков.

Политика, которая сейчас реализуется, – очень коррупционная. За откаты эту землю продадут дешевле, чем на честном аукционе. Их у нас умеют подделывать. В результате конкретное лицо получит ренту в чудовищных размерах. Вместо того чтобы разделить её между малым бизнесом путём создания по-настоящему народного рынка.

Само по себе это ведёт к раскручиванию цен. Они вырастут вообще во всём сегменте. Не только на рынках. Вполне вероятно, что эти торговые площади получат в собственность владельцы крупных сетевых магазинов (или их приближённые). В итоге это станет этакой скрытой монополией, которая будет на своё усмотрение регулировать цены в Москве. Или даже по стране, потому как крупный ретейл носит межрегиональный характер.

Малый бизнес – жечь

Существует мнение, что высокие цены в столице вызваны тем, что в городе недостаток рынков. Например, на 250 тыс. жителей у нас всего один сельхозрынок, тогда как в Барселоне – по одному на каждые 30 тыс. жителей. Но, вместо того чтобы всячески стимулировать этот сегмент и навести в нём порядок, в Новой Москве, напротив, – на территории базаров появятся офисно-досуговые центры. С кинотеатрами, кафе, магазинами и пр. То есть теми же самыми торговыми сетями всевозможных жанров. Эту же участь ждёт и Подмосковье. Власти обещали разобраться и там.

При этом заместитель мэра по вопросам экономической политики Андрей Шаронов признаёт, что цены в столице завышены на треть. Однако он считает, что Москве не хватает торговых площадей оптового звена. Складывается впечатление, что мелкий бизнес в умах чиновников давным-давно отпет. И заниматься им слишком муторно.

Также очередной попыткой раздавить мелких предпринимателей в Москве стало решение повысить плату за аренду киосков в подземных переходах. С 1 мая на радость бюджету она вырастет в 11,6 раза! Планируется, что это принесёт в казну от 160 млн. до 2 млрд. рублей. Более того, стоимость платы будет зависеть от того, в каком районе расположен киоск и чем торгует.

Нет ни прозрачных критериев, которые объясняют увеличение цены аренды, ни точного прогноза целесообразности всего этого. Бредовость и поспешность идеи говорят сами за себя. Торговые площади для обычных покупателей и продавцов С. Собянину не нужны. Лучше или выжечь всё, или продать монополистам.

Впрочем, есть проблеск в конце тоннеля. Возможно, засилье перекупщиков на ярмарках выходного дня смогут побороть новые правила аренды. Теперь предоставленным местом может воспользоваться только тот, кто подавал заявку. Более того – он может рассчитывать только на одно место. Остаётся надеяться, что это действительно облегчит жизнь фермерам.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram