Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, заявил, что основная часть ветхих пятиэтажек будет расселена к 2015 году. Остальная «малая» часть людей найдёт свой кров в 2016 году. Осталось ликвидировать ещё 351 здание. Дополнительно будет построено 40 домов в рамках существующих инвестиционных контрактов. Что такое не ветхие пятиэтажки и почему их даже не планируют расселять после 60 лет эксплуатации, редакция разъяснений не получила.
Эту программу планировалось закончить к 2010 году. Но в 2008-м свалился мировой финансовый кризис. Сроки сдвинулись. На сегодняшний день в Москве остаётся 216 хрущёвок, которые будут сносить за счёт городского бюджета и ещё 135 согласно инвестиционным контрактам. Больше всего ветхих строений сносимых серий в ЗАО – 96 домов. Ненамного отстал СВАО – 89 зданий. В ЮЗАО осталось 53, в САО – 46, в СЗАО – 41, в ВАО –19 и в ЮВАО – 7 строений.
За последние годы ситуация с расселением жильцов ухудшилась. В 2012 г. планировали снести 69 зданий, а в итоге власти и инвесторы смогли ликвидировать лишь 35. Для сравнения: в 2009 г. при Юрии Лужкове было расселено 244 дома. Получается, что нынешняя городская администрация, если хочет уложиться в новые сроки, должна сносить неподъёмные 117 зданий в год! Верится в это с трудом. К тому же, по словам заместителя руководителя Департамента жилищной политики Валентины Логуновой, необходимо ввести порядка 1,5 млн. кв. м жилплощади, чтобы всех расселить. А это полмиллиона в год кв. метров только для тех, кто живёт в хрущёвках. А если вспомнить других очередников?
Но депутат Госдумы, зампред комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков считает, что власти могут увеличить свои мощности.Известно, что объём вводимого жилья и сноса ветхих пятиэтажек во времена Лужкова был больше, но чем это было достигнуто! Давайте вспомним беспрецедентную точечную застройку. Или, например, как расправлялись с архитектурными памятниками. Не гнушался бывший градоначальник пожирать зарезервированное советскими и российскими проектировщиками пространство под дорожные развязки, бульвары. В итоге город утонул в торговых центрах и километровых пробках.
Марат Хуснуллин имел смелость пожаловаться – многие граждане не согласны с условиями переселения. Поэтому часто случается так, что половину дома расселили, а остальные воюют за свои права в суде. Это тормозит программу по сносу. Выходит, что всех расселить до 2015 г. возможно. Ещё одна проблема – нынешняя практика переселения. При Лужкове люди действительно улучшали свои жилищные условия, часто в собственном районе. Теперь при Сергее Собянине люди из одного дома могут получить квартиру либо рядом с МКАД, либо в соседнем переулке. Причём зачастую им предлагают выкупную стоимость жилья за 60–70% от её рыночной цены!
Часто людей, которые многие годы ждали новых квартир, заселяют в дома похуже хрущёвок. В новостройках дует из всех щелей, пластиковые окна прибиты шурупами. Лифт не работает, подвалы затоплены! Таким новосёлам не остаётся ничего, кроме как смириться или платить бешеные деньги адвокатам, чтобы не жить в вечном ремонте. Просто так отказаться от некачественного жилья нельзя.
Нужно чётко по всем нормам и статьям закона доказывать свои права. Иначе выселят и оставят ни с чем. Более того, из-за небольших изменений в законодательстве власти имеют право жителей аварийного дома расселять в черте всего города, который совершенно недавно обзавёлся громадными территориями, которые, по сути, Москвой и не являются.
По словам Павла Кушакова, председателя общественного комитета «Московские переселенцы»,для того чтобы расселять без проблем – нужно качественно строить. Чтобы строить – надо быстро сносить. Чтобы сносить – расселять. Вот такой вот круговорот получается…
«Но сделать это можно только в том случае, если жильцы согласны, а весь процесс законен. К сожалению, зачастую жители вынуждены судиться, а это долгая и грустная история. Порой от года до трёх», – говорит П. Кушаков.
К слову, «Московские переселенцы» подготовили народный законопроект, в котором должна учитываться и стоимость земли под домом. А значит, можно будет рассчитывать на более справедливое предложение от властей. В связи с этим 20 февраля состоялось заседание комиссии Мосгордумы о регистрации инициативной группы, которая затем должна собрать 50 тысяч подписей, чтобы законопроект рассмотрели в МГД. В итоге «Московские переселенцы» получили отказ. Депутаты, используя всевозможные юридические уловки, заявили, что горожане попросту эгоисты и преследуют корыстные интересы. По мнению лидера партии «Яблоко», Сергея Митрохина, чиновники попросту защищали карманы строительных компаний.
Проблема ветхого жилья в Москве намного шире, чем просто снос пятиэтажек. Работа ведётся уже несколько десятков лет, и эта задача раньше была приоритетной. Но С. Собянин после вступления в должность сказал, что процесс сноса хрущёвок будет приторможен. Причин много. В том числе и запрет на точечную застройку, которую даже бывший первый заместитель мэра Владимир Ресин признал неудачной. Сменились и критерии принятия градостроительных решений. Приоритетными стали, по словам градоначальника, обеспеченность транспортом, социальной инфраструктурой, создание разумного баланса между жильём и рабочими местами. Для этого даже пришлось расторгнуть старые инвестконтракты на 11,5 млн. кв. метров. Выходит, все сроки о завершении сноса очень условны. И гражданам не стоит на них ориентироваться. Темпы строительства жилья с приходом новой администрации упали в разы. И связано это во многом с тем, что был запущен механизм работы градостроительно-земельной комиссии. В итоге прозрачности решений стало меньше, а бюрократичности больше.
Всего в городе порядка 40 тыс. домов. Точных данных по аварийному жилью, похоже, нет даже у руководителей города. Звучат разные цифры: от двух до восьми тысяч. Но если уж силой целых двух городских администраций 15 лет еле справляются с 1722 хрущёвками, то чего говорить о шести- и девятиэтажных домах?