Аргументы Недели → Город М № 9(351) от 07.03.2013

Роскошь для средств передвижения

, 18:05

Москвичи обеспокоены новым налогом для владельцев гаражей. За такое убежище для авто скоро придётся выложить примерно 56 тыс. рублей в год! По некоторым данным, нововведение вступит в силу
в 2014–2018 годах.

Как закон поправят

Плата с 1970 г. рассчитывается как процент от инвентаризационной стоимости имущества и варьируется от 0,1 до 2%. Понятно, что такая стоимость не соответствует рыночной оценке. Выходит – государство несёт убытки. По мнению властей, новая схема позволит привлечь дополнительные средства в бюджет, и сделки, возможно, станут прозрачными.

Налог на гараж, как, впрочем, и на всё остальное имущество, теперь будет рассчитываться по кадастровой стоимости, которая примерно в 20 раз превышает инвентаризационную. Что касается упомянутой цифры в 56 тыс. рублей, то она, безусловно, завышена, так как при ставке в 0,5% от кадастровой стоимости за среднее по цене машино-место должно получиться около 15 тыс. рублей в год.

«В настоящее время ведётся активная работа по внесению дополнений в Федеральное законодательство в части градостроительного и земельного кодексов, – рассказывает Михаил Дейкун, исполнительный председатель Ассоциации московских автомобилистов, член Координационного совета Московского отделения ОНФ. – Мы предлагаем ввести термин «некапитальный объект гаражного назначения». Дело в том, что на сегодняшний день существует много не зарегистрированных в установленном порядке гаражных построек. Облагать их налогом пока бессмысленно.

Проект «гаражной амнистии» предусматривает упрощённую систему государственной регистрации в кооперативах и на автостоянках. Он призван снизить процент формально не существующих мест. Их число по-прежнему всё ещё остаётся велико. А введение нового налога наверняка поубавит среди москвичей энтузиазма регистрировать вышеупомянутые гаражи.

Пенсионеров не облагать

Очевидно, что законопроект должен быть социально ориентирован на малоимущих и пенсионеров. Многие из них просто не потянут новый налог, даже если он будет предусматривать небольшие льготы. А владельцы машин, безусловно, сочтут его неоправданно высоким и будут отказываться от своих гаражей… А если допустить вероятность того, что за машину, оставленную во дворе в центре Москвы, придётся ещё и штраф платить до 4,5 тыс. рублей, то многим дешевле будет избавиться от своего автомобиля и пересесть на городской транспорт.

«Создаётся ощущение, что идёт «выдавливание» автолюбителей из города, – делится мнением Михаил Михайлович Дейкун. – Для кого-то автомобиль не роскошь, и в случае резкого поднятия налога мы опять ударим по московским семьям». «Свобода Выбора», профсоюз «Дальнобойщик», «Союз пешеходов» и другие общественные организации, находящиеся в сфере интересов «дороги жизни», в настоящее время активно ведут дискуссии по поводу нового законопроекта и возможности его изменения или дополнения. «Главное, чтобы владение автотранспортным средством не становилось для жителя Российской Федерации серьёзной обузой», – подчёркивает Михаил Дейкун.

Народ не поймёт

«Новый налог предполагает рыночную оценку недвижимости, многократное увеличение ставок и фактически отсутствие льготников», – рассуждает Антон Беляков, заместитель председателя комитета Государственной думы по вопросам собственности.И в случае если местные органы самоуправления, которые имеют право установить минимальную ставку по своему усмотрению и ввести категории льготников, по некоторым причинам не сделают этого, то неизбежно возникнет серьёзное социальное напряжение. Хотя позиция государства в определённом смысле правильная, так как она нацелена на искоренение «чёрных» сделок по недвижимости.

«Этот налог должен быть принят, – считает Антон Владимирович, – но в социально ориентированной форме. Правильным было бы прописать категории льготников на федеральном уровне в базовом законе, а не муниципальными властями». Кроме того, депутат убеждён, что тарифы должны быть увеличены не «в» разы, а «на» сумму, посильную для москвичей. Возможно, стоит ввести прогрессивную шкалу налогообложения?

Сформировав доступное парковочное пространство, «город мог бы получить доход в размере около 2,5 миллиарда в год за счёт арендных платежей даже по ставкам прежних лет», – размышляет М.М. Дейкун. То есть доходы можно увеличить, не вводя «драконовского» налога. Принудить человека приобрести дорогой гараж, который будет «подтачивать» семейный бюджет, почти невозможно. А значит, увеличив налоги в разы, государство, скорее всего, получит обратный эффект: отказавшись от убыточной собственности, москвичам не придётся платить на неё налоги, – как говорится, на нет и суда нет... Пока новый законопроект можно назвать очень «сырым» и уж точно не социально ориентированным. К сожалению, его могут принять, как всегда, наспех, уже в течение следующего года.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram