Власти Москвы собираются выдавать гражданам универсальные электронные карты (УЭК) с февраля 2013 года. Для этого чиновники уже заказали 46 тыс. болванок с иностранным чипом. А к 2014 г., когда подоспеет отечественный вариант, в планах выдавать УЭК в обязательном порядке.
Напомним, что введение таких карт планировалось ещё в марте 2012 года. Однако из-за распоряжения федеральных властей процесс затормозился. Дело в том, что, согласно техническим требованиям, в УЭК должен стоять чип российского производства. На данный момент такого пока нет. И в ноябре правительством РФ было подписано постановление, которое разрешило использовать зарубежный аналог, если он удовлетворяет всем техническим требованиям.
По своим функциям УЭК будет в себе совмещать и паспорт, и проездной документ, а также банковскую карту, которой можно оплатить различные услуги. Также в базовые возможности УЭК заложены полисы обязательного медицинского и пенсионного страхований. Но и это ещё не всё. По плану её можно будет использовать как водительские права, пропуск в учебные заведения и даже записаться на приём к врачу и т.д. В итоге карта должна быть действительно универсальной, облегчающей жизнь людям. Если, конечно, её не терять.
Люди готовы?
Первый логичный вопрос в связи с этой картой-выручалочкой – а готова ли для неё инфраструктура?Глупо, когда у тебя есть инструмент, а сделать с ним ты ничего не можешь.
К примеру, власти предлагают нам оплатить услуги ЖКХ по ней или записаться в поликлинику. С первым вариантом всё ясно: «Сбербанк России» у нас не бедствует и создаёт всевозможные терминалы и способы оплат, в том числе через Интернет. Каждый может выбрать, что ему удобнее. А с поликлиниками дела обстоят хуже. Вспомним электронные очереди. Они должны были облегчить жизнь тем, кто не может тратить своё время и скакать по коридору с вопросом «кто крайний?» А потом ещё и ждать неизвестно сколько. Оставалось всего ничего – не дать спутаться электронной очереди и реальной. Но именно это обычно и происходит. В итоге люди тратят времени ещё больше.
Плюс к этому – нужно обучать персонал, закупать технику и программное обеспечение.Смогут ли это позволить все ведомства за достаточно короткий срок? Верится с трудом. Вот и зачем козе УЭК, спрашивается?
Тем более не стоит забывать о пожилых гражданах, которые с большим трудом принимают все технические новинки. Александр Олифир, сотрудник Сбербанка России, рассказал, что пенсионеры крайне негативно относятся к электронным терминалам оплаты. Причём даже если предлагаешь им свою помощь в заполнении всех данных – они всё равно отказываются. «Для них проще постоять в очереди 20 минут, чем раз в десять сэкономить время», – говорит А. Олифир.
Как за каменной стеной?
Второй резонный вопрос: насколько обеспечат безопасность карты? На ней вполне исчерпывающая информация о гражданине, а на некоторых ещё и деньги храниться будут.
По информации сайта ОАО «УЭК», от подделки этих карт использованы такие методы, как микропечать, микроузор, внедрение защитных волокон и нитей, защитные голограммы и т.д. Для обеспечения безопасности использования карты в сети Интернет в обязательном порядке введут специальное считывающее устройство. Нечто подобное тому, что мы видим в магазинах при оплате банковской картой.
Впрочем, кто ищет, тот найдёт. Самые надёжные замки на дверях в квартире могут только создать дополнительные проблемы для воров. Стоит ли говорить о полной безопасности электронных данных, если даже сверхзащищённый «Пентагон» умудряются взломать?
Александр Закондырин, заместитель председателя общественного движения «Наша столица», рассказал, что государству неплохо удаётся осуществлять безопасность той же внутренней переписки чиновников. «С большим трудом можно получить какой-нибудь документ из городской администрации. Понятно, что объём общей информации и специальной совершено разный. Чем он больше – тем больше вероятность, что он может недохраниться», – говорит он.
Тем более что на крупнейших «электронных» рынках столицы можно купить всевозможные базы данных. Может быть, они, конечно, случайным образом составляются. А может быть, кто-то из чиновников их «случайно» передаёт. А некие третьи лица, которые покупают эти базы, могут использовать данные и в противоправных целях.
Алексей Бабкин, системный администратор, а также программист по образованию, рассказал, что для мошенников это может стать лакомым кусочком. «С карты при желании можно будет получить достаточно большое количество информации. Также существует возможность создания карточек-клонов», – говорит он. В целом же, по его мнению, идея хорошая. В США нечто подобное уже существует. Главное – понять, будет ли это некая общая база данных или же децентрализованная, доступ к которой будет разграничен.
Впрочем, если вы не доверяете властям, от УЭК всегда можно отказаться. В течение всего следующего года можно заполнить специальную форму и указать причину, по которой она вам не нужна. В 2014 г. такой фокус уже не получится. Сначала государство обяжет её получить, а потом уже даст возможность пойти на попятную.
УЭК воли не видать
На сегодняшний день от этой услуги отказались более 10 тыс. москвичей. Как ни странно, большинство граждан не хотят ею пользоваться не из-за того, что не готовы к инновациям. Они опасаются тотальной слежки властей за всеми действиями владельцев карт. Опасения вполне логичны. Будут записываться любые действия, которые совершили при помощи УЭК. Прошёл через турникет в общественном транспорте, оплатил покупку в интернет-магазине и заказал что-нибудь из Китая, обратился к такому-то врачу и т.д. Большой брат следит за тобой.
Мысль, может быть, и абсурдна, но, если у вас паранойя – это не значит, что за вами не следят. Эрнест Хэмингуэй получал лечение электрошоком от этого заболевания и был уверен, что везде стоят «жучки», а его телефон прослушивают. После самоубийства писателя ФБР призналось спустя 50 лет, что действительно следило за ним, и не только с помощью технических средств.
Понятно, что в современном мире собрать информацию с граждан различным органам власти проще простого. И не надо даже использовать какие-то секретные методы. Например, взять социальные сети. Когда они только появились, граждане оставляли там вполне исчерпывающую информацию о себе. Вплоть до того, где учились, работали, где раньше жили и куда ездили отдыхать. На основе этих данных уже можно прикинуть заработок такого человека и его статус в обществе.
В советское время появилось такое понятие, как «прописка», а теперь она называется постоянным местом регистрации. В США, например, такого понятия нет вообще. «У меня есть знакомый контрагент по бизнесу, который часто сталкивается с проблемой заполнения официальных бумаг в России. Много где предлагается написать свой адрес жительства. Вот только нет у американских поданных документа, который подтверждает, что они по этому адресу живут», – рассказывает А. Закондырин.
Впрочем, для государства в целом иметь доступ к большим базам данных – это хорошо. Ту же безопасность обеспечивать проще. Взять дактилоскопию. Если бы все граждане её прошли в обязательном порядке, то преступления раскрывали бы быстрее.
В любом случае иметь или не иметь УЭК – выбор каждого. Главное, чтобы затраты государства на неё и инфраструктуру были не заоблачные. А гражданам всегда надо оставить право выбора, какую информацию о себе сообщать.