Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 46(338) от 29.11.2012

Равнение на укрупнение

, 19:01

Идея укрупнения столичных школ, которое активно идёт в столице весь 2012 год, недавно получила новое развитие. Департамент образования Москвы заявил о том, что город берёт курс на создание «образовательных холдингов» – этаких гигантских конгломератов, объединяющих в себе по несколько школ и детских садов. Пока никаких плюсов, кроме удобства распределения средств да «оптимизации» проведения бесконечных проверок, в новшестве не просматривается.

Суть нововведения проста. Несколько школ и детских садов, находящихся рядом, получают статус единого учреждения. Директор одной из школ становится руководителем холдинга, остальные начальники превращаются в руководителей структурных подразделений. В руках директора холдинга сосредоточиваются все финансовые потоки, а также право принятия стратегических решений. Например, у него появляется возможность менять функции входящих в холдинг зданий – например, выделить отдельный корпус под начальную школу, организовать одну для всех столовую и т.д., а также перестраивать учебные программы.

Чиновники из Департамента образования постоянно повторяют, что холдинг – самая эффективная модель в условиях подушевого финансирования (когда выделяемые школе средства напрямую зависят от числа учеников). Мол, маленькие школы и денег имели мало – а теперь, когда учеников прибавится, вырастут и бюджеты образовательных учреждений.

«Это отчасти правда, – комментирует Всеволод Луховицкий,руководитель Независимого профсоюза работников образования «Учитель». – Дело в том, что львиная доля средств, которые выделяются на каждого ученика, уходит на оплату разного рода «технических» услуг – того же ЖКХ. Поэтому иметь большое количество учеников образовательному учреждению действительно выгодно».

Тем не менее, по словам эксперта, здесь таится и мощный «подводный камень». Подушевое финансирование толкает директоров к тому, чтобы при растущем количестве учеников сокращать число педагогов, давая им большую нагрузку и тем самым высвобождая средства. Кроме того, такой путь позволит ещё и отчитаться перед высшим руководством о росте зарплаты педагогов – наверху сегодня, как известно, об этом очень много говорят. Хотя о том, что рост зарплаты в этой ситуации произойдёт исключительно за счёт роста нагрузки, никто, конечно, рассказывать не станет.

У сторонников объединения наверняка есть и ещё один аргумент – хоть и не афишируемый открыто. Департамент образования явно не против хотя бы немножко нивелировать намертво засевшее в головах жителей столицы деление школ на «хорошие» и «плохие».Уже который год можно наблюдать ситуацию, когда около престижной школы родители в дни записи первоклашек едва ли не ночуют, а учреждение через дорогу не может набрать учеников даже в конце августа. В итоге в одних школах – переполненные классы, в других – очевидный недокомплект. Понятно, что объединение образовательных учреждений под брендом хорошей школы или гимназии в теории способно несколько сгладить этот дисбаланс и привести детей в учреждения, традиционно считавшиеся не слишком сильными. Но готовы ли директора и педагоги хороших школ, с наработанными традициями, с преемственностью поколений (когда своих детей в эту школу приводят её выпускники), принимать на себя такую нагрузку – вопрос другой и куда более серьёзный. Впрочем, если уплотнение и укрупнение и впрямь встанет на поток, как обещают, их вряд ли будут о чём-то спрашивать.

Возможно, идея слияния школ и не вызвала бы столь широкого резонанса, проводись оно другими методами – прежде всего более гласно. Сейчас объединение образовательных учреждений выглядит этаким административным насилием: наверху решили как лучше, не спросив при этом ни педагогов, ни родителей. Потому что их аргументы вряд ли будут поняты и приняты в Департаменте образования, чей интерес – не только и не столько в качестве знаний, сколько в бухгалтерской «оптимизации». Шестьсот школ вместо двух тысяч явно удобнее финансировать и контролировать. Однако удобнее ли там учителям – работать, а детям – учиться и становиться людьми? Но на такие вопросы «реформаторы» предпочитают не отвечать.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram