Аргументы Недели → Город М № 45(337) от 22.11.2012

На месте ЗИЛа вырастут небоскрёбы

, 19:03

Власти Москвы собираются запустить масштабную стройку на территории АМО ЗИЛ. До конца 2012 г. будет утверждён проект застройки. По предварительным планам на земле площадью 450 га – участок, ограниченный улицами Автозаводская, Кожуховская и Москвой-рекой, – появится около 4,5 млн. кв. м недвижимости.

Напомним, что столичные власти заинтересовались реорганизацией ЗИЛа ещё в 1998 году. Тогда бывший градоначальник Юрий Лужков утвердил градостроительный регламент реорганизации и проект детальной планировки территории. В результате чего было запланировано строительство бизнес-центра «Нагатино-ЗИЛ». Проект до сих пор не завершён, и введено лишь 216 тыс. кв. м недвижимости.

Сегодня в планах чиновников оставить для развития промышленности 50 га, а остальную площадь отдать под строительство жилья и офисов. По предварительным оценкам, для этого понадобится 5–15 млрд. долларов. Сумма приличная и необходима она ещё и на развитие инфраструктуры: дорог, развязок, мостов и т.д. Помимо прочего помогать разгрузить транспортные потоки призвано открытие станции метро «Технополис». Она будет располагаться рядом с проспектом Андропова.

«Полуостров ЗИЛ» – так называется проект, который наиболее приглянулся чиновникам на конкурсе по реорганизации. Согласно ему, в этом районе появится 1,47 млн. кв. м жилья, плюс 2,16 млн. кв. м коммерческой недвижимости. Из них 947 тыс. кв. м офисов, 307 тыс. кв. м магазинов и 358,7 тыс. кв. м гостиниц с парковками на 39,14 тыс. машино-мест. В итоге мы получим площади, где смогут проживать 38,3 тыс. человек, и 43,2 тыс. рабочих мест. Закончить это собираются в два этапа: сначала к 2024 г. сдадут всю недвижимость, а к 2030 г. – реорганизуют территорию ЗИЛа.

На данный момент идёт проработка финансовой составляющей вопроса. То есть соотношения участия в проекте городского бюджета и частного капитала. По предварительным оценкам, на развитие только инфраструктуры понадобится около 1,5 млрд. долларов из казны. Интересно, что, по словам руководителя стройкомплекса Москвы Марата Хуснуллина, у города на это денег нет. Следовательно, этот проект может превратиться в очередную чёрную дыру, которая будет потихоньку высасывать деньги из бюджета. Вряд ли власти на полпути откажутся от затеи. За аналогиями далеко ходить не надо – вспомним финансовые проблемы и скандалы в сфере ЖКХ.

Константин Таратыркин, генеральный директор «АК-ИТР», говорит, что реорганизовать ставшие бесполезными промзоны для нужд города – это хорошо. «Но благими намерениями вымощена дорога в ад. Плохо не то, что они будут делать, а как. Власть, к сожалению, вместо заботы о гражданах будет думать, как на этом проекте максимально заработать».

Торопиться не надо

Решение выводить из Москвы промышленные предприятия имеет смысл. Есть несколько концепций, вокруг которых идут дискуссии. Первая – заканчивать строить спальные районы и равномерно распределять любые предприятия по территории города. Чтобы не было так, что в одном месте люди живут, а работают в другом районе. Таким образом, они создают плотный трафик и т.д. Есть обратная концепция, когда вокзалы, промышленность, офисные центры выводят за черту города.

По какому принципу застроят в итоге ЗИЛ, не столь важно. Здесь главное – грамотно всё спроектировать. Взять, к примеру, Москву-сити. Чтобы решить там проблему парковочных мест нужно один из небоскрёбов полностью превратить в автостоянку. Нельзя строить подобные объекты без проработанного плана. Потому что в итоге оказалось, что Москве-сити не хватает транспортных артерий, и спустя много лет он по-прежнему полностью не сдан в аренду под офисы. Некоторые крупные строительные компании даже обанкротились из-за участия в этом проекте.

Своими вопросами к такому амбициозному проекту поделился Александр Закондырин, зампред движения «Наша столица». «За чей счёт в итоге будет идти такое масштабное строительство и нужно ли это городу?» – спрашивает он. Бюджет Москвы состоит из налогов граждан. Если правительство собирается тратить наши деньги, то должно чётко объяснить, что мы получим в итоге. Механизмы партнёрства государства с частными компаниями должны быть открытыми.

Второй вопрос – это инфраструктура. У нас уже был мэр, который застроил все площади торговыми центрами и превратил 3‑е транспортное кольцо и МКАД в сплошную пробку. На территории ЗИЛа придётся прокладывать новые дороги, а это удовольствие тоже недешёвое. Практика российских долгостроев, к сожалению, порождает большое количество коррупционных скандалов. Нужно более рационально и разумно жить в сегодняшних реалиях.

Таблица Менделеева за окном

Но проблема не только в долгосрочности проекта или в том, что Москве не офисы нужны, а жилые площади. Под большим вопросом экологическая обстановка в этом районе. Своим мнением поделился Алексей Клименко, историк архитектуры. «Территория, где почти 100 лет использовали горюче-смазочные вещества, полностью загажена. Её нужно очищать, а с маху планировать размещение жилья – на мой взгляд, преступно. По неофициальным данным 15‑летней давности, на ЗИЛе предельно допустимая концентрация вредных веществ превышена в 562 раза!» – рассказал он.

Есть и ещё одна проблема – Москва-река. Из-за шлюзов весь поток мусора, который проходит через город, здесь и остаётся на дне. «Толщина воды – 2,5 метра, а дальше на глубину, как минимум, 7 метров, идут донные отложения, среди которых вся таблица Менделеева. Ртуть, кадмий, свинец и всё, что изрыгают предприятия и город», – говорит А. Клименко.

Делать офисы как место непостоянного пребывания граждан можно. Но нужно ли возводить здесь жильё? Неправильно строить дома, где дети и старики будут обречены находиться постоянно. Есть технологии, которые позволяют восстановить естественное состояние земельного участка. Их применяют и за рубежом, и в России. Правда, эти мероприятия не из дешёвых. И даже если власти и частные компании подойдут к решению этого вопроса со всей ответственностью, то поверят ли люди, что земля здесь чистая?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram