Власти столицы решили разморозить программу по сносу гаражей –«ракушек» и «пеналов». Сразу за ними начнут избавляться и от гаражно-строительных кооперативов (ГСК). По словам чиновников, на их месте появятся новые благоустроенные парковки. Помимо прочего решать проблему нехватки парковочного места будут воскресшие долгострои «Народного гаража».
Напомним, что с 2004 г. Юрий Лужков, бывший мэр Москвы, решил осуществить программу многоярусных автостоянок, которая с треском провалилась. Во-первых, цены были заоблачные – 350 тыс. руб. за кусок пыльного бетона. Во-вторых, слишком много воровали. Причём так, что ГУП «Дирекция гаражного строительства», которое к 2014 г. должно было построить 223 объекта на 55 тыс. машино-мест, просто обанкротилось. Также было заведено уголовное дело о растрате 90 млн. руб. против заместителей главы департамента градостроительной политики Москвы.
Эта дирекция была фактически органом исполнительной власти, которая на деньги автомобилистов получала кредит, строила и продавала места по нереальным ценам. Человек должен был ставить свою старую машину на место, которое стоит, как новые бюджетные иномарки. При этом права на эту недвижимость принадлежали дирекции, которая могла сделать с ней всё что угодно. Также с 2008 г. власти не хотят продлевать договоры аренды для ГСК. В итоге – «ракушки» сносят, ГСК под разными предлогами собираются разрушать, зато появился в третий раз новёхонький и дорогущий «Народный гараж».
Круговорот взяток
Константин Таратыркин, генеральный директор «АК-ИТР», считает, что это решение необходимо, чтобы получать откаты на строительстве. Структуры те же самые остались, и те же самые идеи – как украсть. Кто был у Юрия Михайловича в помощниках – теперь стали первыми лицами. «Собянин сначала всех напугал, что разгонит лодырей и мздоимцев. Однако громких отставок последнее время не было», – отмечает К. Таратыркин. Всё это организовывают, чтобы ещё раз украсть.
Частью проблемы генеральный директор считает нехватку грамотных инженеров. Когда-то следили, чтобы такие кадры были на службе у власти. Потом решили, что менеджеров не хватает. И вот теперь техническими проблемами некому заниматься. Зачем консультироваться с инженерами? А если даже бюрократы снизошли до этого, то и технари в этой заражённой среде тоже смотрят, как оттяпать себе кусок.
В сентябре 2011 г. власти Москвы решили воскресить ГУП «Дирекция гаражного строительства». Для этого пришлось выделить 8 млрд. руб. на достройку уже начатых автостоянок. При этом концепция не менялась. Вот только цены будут не 350 тыс. руб. за место, а уже минимум 500. Резонный вопрос: если они за 350 никому не нужны были, то за 500 желающие будут? Выходит, программа и в этот раз с треском провалится и обрастёт новыми скандалами.
Например, Вячеслав Лысаков, председатель МОО автомобилистов «Свобода выбора», рассказывает: «Народные гаражи часто строились якобы по просьбе трудящихся. У меня была такая же история. Никаких собраний не было, а документы были подделаны. Наш ГСК из 50 гаражей хотели снести и построить стоянку рядом с детской площадкой».
С теми же «ракушками» были скандалы. Без решения суда разламывали. Потом от местной администрации некие конторы строили так называемые в народе «арбузятники». Парковочная территория затягивалась железной сеткой. Сверху – пластиковая крыша. Стоило место несколько тысяч долларов!
«Программу народного гаража нужно перезагрузить, вычистить и пересмотреть, а не идти по пути сноса и отъёма», – говорит В. Лысаков. Что же делать людям, если имущество отбирают и не оставляют альтернатив? Протестовать? Обыватель думает, что кто-то за него побеспокоится. Только объединившись, можно бороться с беспределом местных властей. А москвичи по сей день судятся из-за пропавших вещей в снесённых гаражах. Вспоминают, как нанятые властями гастарбайтеры избивали ветеранов Великой Отечественной войны, когда убирали «ракушки».
Альтернативам – нет
В Санкт-Петербурге власти собираются расплатиться с владельцами гаражей, которые сносили в 2008 году. Спустя четыре года наскребли пострадавшим в среднем по 60 тыс. рублей. Будет ли какая-то компенсация в Москве – интересный вопрос. А если будет – не окажется ли она такой же, как в эпоху перестройки после денежной реформы?
Есть проекты подземных парковок, но их боятся граждане – аварийные дома и без того вот-вот треснут по швам. К тому же в стоимость постройки добавляются расходы по перекладке коммуникаций. Значит, снова кто-то разорится и попросит бюджетных денег. Есть варианты и с механизированными парковками, в которых автомобили располагаются в несколько ярусов. Для их постройки не нужно много времени, денег, и они занимают минимум места. Более того, их можно без труда разобрать и поставить в другом месте.
Реализацией подобного проекта занимался Михаил Дейкун, председатель «Ассоциации московских автомобилистов». Чиновники ему в ответ говорят, что механизированные парковки – это очень хорошо. Но всячески препятствуют продвижению проекта: задерживают заявление на акт выбора земельного участка. Если же ГУП подаёт заявку, то оформляется всё быстро.
На сегодняшний день в градостроительном кодексе предусмотрено только капитальное строительство. Это одна из причин, из-за которой у нас в городе не ставят механизированные парковки. Необходимо, чтобы у машино-места был собственник. А предложить собственнику этот металлический поднос, на который можно поставить машину, – невозможно. Хотя конструкция на самом деле надёжная, простая в установке и тем более в шаговой доступности. «Себестоимость машино-места при таком строительстве около 270 тысяч рублей. Также не нужно никаких посредников, в отличие от города, где у директора ГУП бывает по 11 заместителей», – говорит М. Дейкун.
В итоге выходит, что власти продолжают придумывать дорогостоящие проекты, из которых выгодно высасывать деньги. При этом не считают опасным оставлять народ без каких-либо вариантов. Ощущение, что чиновники занимаются созданием условий для молодёжи, чтобы те играли в революции. Потому что сейчас нигде себя реализовать невозможно. Бизнес под прессингом – всё зацементировано, – а главный капиталист – это государство. В медицине все дела обстоят ужасно. В ЖКХ творится полный беспредел. Не думаю, что это будет массово, но в молодёжной среде действия власти обостряют экстремистские настроения. Потому что если у отца снесут «ракушку» – он промолчит. А вот сыну будет уже не лень крикнуть что-нибудь обидное и поднять «какой-то палец», как было в Петербурге, когда люди высказывали своё недовольство проезжавшему с кортежем Дм. Медведеву.