Аргументы Недели → Город М № 43(335) от 08.11.2012

Карточный долг пенсионеров

, 18:27

Безбилетников в общественном транспорте накажут по-новому. В первую очередь тех, кто пользуется чужими льготными карточками. Городская дума уже приняла поправки в закон об административных правонарушениях, согласно которым проезд по чужой карте обойдётся в 2,5 тыс. рублей.

Зайцы одолели

Число пассажиров метро уже выросло до 12 миллионов. Сколько из них оплачивают проезд, а сколько едут даром – точно посчитать невозможно. Зато можно и нужно побороться с «зайцами». Максим Ликсутов, руководитель департамента транспорта и дорожной инфраструктуры Москвы, сообщил, что в период с января по сентябрь этого года в московском метро было изъято более 20 тыс. незаконно используемых проездных билетов. При этом в разы выросло число поездок по чужим социальным картам. Это обстоятельство и послужило мотивом для внесения изменений в кодекс об административных правонарушениях.

Раньше безбилетников штрафовали одинаково – на тысячу рублей вне зависимости от того, каким образом они просочились на станцию. Новые поправки приравняли эти хитрости к мошенничеству и сумма сразу выросла до 2500 рублей!

Такие меры поддерживает Юрий Свешников, председатель Московского транспортного союза: «Исходя из количества льготников нагрузка на городской бюджет составляет сегодня 25 миллиардов рублей. Эта цифра сравнима с годовым бюджетом целого субъекта Федерации. Если допустить, что половина этих средств тратится на родственников ветеранов – значит, убытки неоправданны. Эти средства можно было бы направить в школы, в детские сады и больницы…»

«Не обращать внимания на тех, кто незаконно пользуется общественным транспортом нельзя, – убеждён Антон Палеев, депутат МГД. – Я думаю, увеличение штрафа в какой-то степени дисциплинирует этих людей».

Действительно, наиболее распространённый документ, используемый нелегальными пассажирами, – социальная карта москвича, которая служит владельцу единым проездным на всех видах наземного и подземного транспорта. Именно эти карты, по словам Максима Ликсутова, чаще всего попадают в чужие руки. Теоретически пенсионеры, ведущие менее активный образ жизни, реже пользуются общественным транспортом, однако анализ того, как используются их проездные документы, говорит об обратном.

Пожилые люди просто одалживают карты родственникам и знакомым, чтобы те могли сэкономить на проезде. Также нередки случаи, когда владельцы социальных карт пытаются заработать, пропуская пассажиров в метро, при этом сумма, запрашиваемая предприимчивым пенсионером, меньше, чем стоимость билета, приобретённого в кассе метрополитена.

«При нынешнем уровне жизни неудивительно, что пожилые люди используют любые возможности, чтобы заработать, в том числе свои социальные карты, – рассуждает Галина Михалёва, первый заместитель председателя Московского отделения партии «Яблоко». – Я считаю: нужно независимо от ситуации с соцкартами коренным образом улучшить социальные дотации. А не повышать постоянно тарифы на энергоносители и только потом требовать добродетели!» К тому же в условиях коллапса транспортной системы Москвы первое, на что должна обратить внимание московская власть, это обеспечение бесперебойной работы и комфортных условий в общественном транспорте.

Неподсудны

«Обвинить пенсионеров в том, что они пытаются таким образом сэкономить, у меня не поворачивается язык, – говорит Светлана Разина, председатель свободного профсоюза метрополитена, – тем более что сам метрополитен тоже не всегда честен со своими пассажирами, ограничивая срок годности билетов. Вдруг человек заболел или уехал в командировку, в этом случае оплаченные им поездки сгорают. По сути, подземка захватывает эти деньги, а это незаконно. По этому поводу уже были суды, но пока безрезультатно».

Осудить льготников за то, что кто-то другой пользуется их документами, нельзя не только с моральной, но и с юридической точки зрения. В прошлом году власти намеревались ввести штрафы для истинных владельцев социальных карт, но никаких решений принято не было, а на сентябрьских слушаниях в городской думе об этом не вспомнили. Максимум наказания – карту могут удержать на некоторое время, но чтобы вернуть её, законному владельцу достаточно в течение 10 дней обратиться в собес.

Это ещё раз доказывает, что принятое властями решение можно воспринимать скорее как воспитательную меру. Что касается безбилетников, то поймать человека с чужой транспортной картой в метро, где он легко теряется в многомиллионном потоке, практически невозможно. В автобусе или трамвае спрятаться сложнее, но и там, если контролёр всё же потребовал предъявить проездные документы, ничто не мешает «зайцу» сказать, что он просто не стал покупать билет, и тогда он будет лишь оштрафован по прежнему тарифу.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram