Аргументы Недели → Город М № 41(333) от 25.10.2012

Нам любые дороги дороги

, 18:17

Мэрия Москвы разработала схему перечисления добровольных пожертвований на строительство и ремонт дорог. По словам чиновников, она будет достаточно простой, а принять участие в улучшении своего города смогут простые граждане и частные компании.

Отдай по добру

Для этого нужно будет обратиться в департамент экономической политики, заключить договор на проведение работ и перечислить необходимую сумму в Дорожный фонд Москвы. Затем госслужащие сами составят проект и отправят на утверждение в градостроительно-земельную комиссию. Без её разрешения дела не будет. Кстати, и раньше можно было пожертвовать средства на ремонт дорог в столице. Однако они не шли на какой-либо конкретный участок, а просто зачислялись в общий бюджет.

Подобное решение можно объяснить следующим образом. Дорожный фонд Москвы в 2012 г. потратил около 123,6 млрд. рублей. А вот его доходы составят всего 37 млрд. рублей. Эти деньги идут на проектирование, строительство и ремонт дорожного покрытия как общего пользования, так и внутри дворов. Средств якобы не хватает, вот и обратились отцы города к населению. Тем более что цена 1 кв. м асфальта во дворе дома, по словам экспертов, будет равна тысяче рублей.

В пресс-службе департамента экономической политики считают, что основную помощь затее окажут частные предприниматели, чей бизнес находится рядом с дорогой или сильно от неё зависит. Собираются даже подбивать простых людей на это дело. Константин Таратыркин, генеральный директор «АК-ИТР», полагает, что «на частные фирмы чиновники будут давить, заставляя перечислять деньги на ремонт. По принципу: хочешь работать – помоги дорожному строительству, или не получишь разрешение. Истинная цель – увести побольше денег у народа на Запад. И уничтожить частных предпринимателей».

Опасается принудительных мер и Роман Жигульский, председатель координационного совета некоммерческого партнёрства «Содействие предпринимателям-арендаторам». «Насколько я знаю, бюджет сильно пострадал от законодательства в сфере налогового регулирования. По слухам чуть ли не сотни миллиардов рублей выпали из бюджета. Так что, возможно, это один из механизмов его восполнения».

А вот в то, что в городе нет денег на дороги, верится с трудом. Особенно после того как власти выделяют на замену хорошего тротуарного асфальта плиткой 4 млрд. рублей. И уж тем более после информации в СМИ о том, что в Подмосковье смогли освоить средства на ремонт и строительство дорог в области лишь наполовину. Не придумали, как украсть? Слова, что в бюджет идёт слишком мало прибыли, – лишь повод, а не причина.

Вора со двора

 «Не верится, что москвичи, зная о воровстве чиновников, станут перечислять им свои средства на строительство», – считает Р. Жигульский. Однако Владимир Лактюшин, руководитель Московского областного представительства общественного движения «Мой двор», верит, что пожертвования могут прижиться. Недавно он встречался с коммерсантом из Подмосковья, который полностью сделал фасад в родном девятиэтажном доме. Причём не спрашивая разрешения у власти. «Такие люди – это счастье для муниципалитетов. Сейчас многие так и поступают: кто-то делает фасады, кто-то крыши или места для парковок. Раньше правительство проводило капитальный ремонт каждые 50 лет. Теперь эти обязательства они сложили, – говорит Владимир. – Посыл-то в целом здравый, упорядочить систему пожертвований, но если это приведёт к увеличению тарифов – зачем нам это нужно?»

Есть ещё одна проблема. А людям вообще нужна эта «лицензионная» схема? Многие снимают квартиру и живут в районе, где они не собираются покупать жильё. Зачем им вкладывать деньги в ремонт и обустройство двора? Накопят деньги и купят квартиру в Подмосковье, где рядом с домом развитая инфраструктура. А те, кто собирается провести всю свою жизнь в родном доме, решают свои проблемы без чиновников.

По этому поводу высказался и Антон Беляков, депутат Госдумы РФ. «В своём дворе я и некоторые автолюбители обустроили всё, что хотели, за свои деньги. Нам при этом не нужна мэрия или префектура. Без них дешевле, качественнее и быстрее». А. Беляков также уверен, что высокого доверия к рачительности любого бюджета у населения нет. Но механизмы, при которых человек может увидеть результаты своего труда сам, – возможны. «Есть такой зарубежный опыт, когда дорожные ямы в Европе продавались на аукционе. Любой человек её мог купить, и за его деньги проводили ремонт. Потом просто ставили надпись, что именно этот человек помог в работах».

Но при тех суммах, которые Москва тратит на ремонт дороги, довольно странно брать деньги с населения. «В этом есть элемент иррациональности, а может быть, даже и цинизма», – рассказывает А. Беляков. Стоимость укладки асфальта в России в разы отличается от стран, где климат, с точки зрения степени износа дорожного полотна, хуже. Подобный критерий определяется переходом воды из одного агрегатного состояния в другое. Проще говоря, как часто столбик термометра пересекает отметку в 0 градусов. В Скандинавии это происходит чаще, чем в РФ. Однако асфальт и его стоимость лучше, чем в России. А у нас хоть гарантийные сроки увеличиваются, дороги на основных магистралях меняют раз в год. Даже стоимость люка дороже, чем установка такого же где-нибудь в Европе.

Такими темпами власть всё отдаст в руки населения. Будем сами дороги делать, раз у фонда якобы денег нет. Будем собирать дружины, чтобы помогать полицейским. Гражданское общество – это ведь не когда власть сама по себе, а люди отдельно. Надо сотрудничать, а не обворовывать. Вот только зачем плодить всё больше вариантов для коррупции? И зачем официально расписываться в собственном бессилии против неё? Всё это больше напоминает мафию, которая держит точки с попрошайками.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram