Власти вынесли предложение разделить посты главного архитектора Москвы и председателя Москомархитектуры, которые раньше занимал ушедший в отставку Александр Кузьмин. Но эксперты полагают, что для решения существующих проблем и развития новой территории города нужна команда профессионалов. А не ещё один или несколько чиновников, беспрекословно исполняющих все указания сверху.
По мнению президента Академии архитектуры Алексея Кудрявцева, скрещивание творческой и исполнительной функций в одну должность – неестественный процесс. Главный архитектор – это художник. «Он вырабатывает идеи, концепции, отвечает за стилистическое единство, а Москомархитектура должна соотносить эти замыслы с реальностью и существующими возможностями», – считает председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству МГД Михаил Москвин-Тарханов.
Скачок – обновление
Москва молниеносно прошла путь, который европейские города преодолевали за 70 лет. Жители должны привыкнуть к переродившейся столице. Вспоминая начало работы Юрия Лужкова, Михаил Иванович рассказывает: главной задачей тогда было изменить город, его экономику, социальную структуру, но при этом сделать мегаполис безопасным и удобным для жилья. Что из этого вышло, мы расхлёбываем сейчас, уже при новом градоначальнике. Сегодня важно не наломать ещё больше дров и постараться исправить серьёзные градостроительные ошибки, сделанные с холодной головой исключительно ради наживы.
– Но для этого нужна хорошая команда профессионалов: искусствоведы, художники, социологи. Кто станет во главе? Один человек – главный архитектор, отвечающий за всё? Или старая структура разломится на творческие группы? Пока не ясно. При существующем устройстве главой Москомархитектуры должен быть чиновник с техническим образованием, математическим складом ума. Человек, моделирующий пространство, умеющий мыслить в ЗD-формате и работать со сложным градообразованием. Нам нужен настоящий урбанист. Но у нас нет таких профессионалов, – заявляет Алексей Клименко, член Общественного совета при главном архитекторе Москвы. Возможно, по мнению властей, они и не нужны, ведь тогда управлять ими станет намного сложнее.
Именно несамостоятельность была главным упрёком в адрес покинувшего свой пост Кузьмина. «Александр Викторович сам выбрал свою позицию. Позицию человека, выполняющего все распоряжения сверху», – полагает Алексей Алексеевич.
Аргументы оппозиции
Cекретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин:
– Думаю, уход Александра Кузьмина связан с расширением Москвы, бессмысленным и беспощадным. Можно много спорить о его достоинствах и недостатках на посту главного архитектора, но вот что характерно: к плюсам многие относят тот факт, что он смог уберечь от сноса некоторые исторические памятники. Иными словами, нынешний архитектурный облик столицы не так плох, как мог бы быть. Получается, что у нас главный архитектор – это не тот, кто определяет стратегию развития города. А тот, кто обороняет её от строителей, у которых есть деньги, но нет совести.
Полагаю, столичные власти сделают эту должность чисто технической. Хуже всего, если это будет человек из другого региона, что вполне возможно. Главный архитектор не просто должен быть профессионалом. Он должен хорошо знать и любить Москву.
Сейчас начнётся освоение присоединённых территорий, капитал будет воевать с более крупным капиталом. Это только на руку различного рода чиновникам – наверняка снова возрастёт средний размер взятки в Москве. И уж конечно, меньше всего им нужен противник в собственном стане. Поэтому боюсь, основной функцией нового главного архитектора будет постановка подписи на нужных бумажках. А если должности главного архитектора Москвы и председателя Москомархитектуры, которые совмещал Александр Кузьмин, разделят (как сейчас предлагается), то шансы на сохранение исторического облика Москвы равны нулю.
Оксюморон-Сити
Бывший градоначальник оказывал на главного архитектора сильное административное давление. Авторитаризм и нежелание прислушиваться к мнению профессионалов сделали из столицы город – оксюморон. По мнению Натальи Самовер, координатора движения «Архнадзор», сегодня необходимо изменение этого порядка и создание общественно боевого, работоспособного – консультативного совета при новом мэре. «В Санкт-Петербурге такой орган существует. Но и нам, москвичам, нужно сохранять исторический облик города. Тем более учитывая территориальное расширение».
О новой Москве, как о ещё одном этапе развития, говорил на своей последней пресс-конференции в качестве главного архитектора и сам Александр Кузьмин. По его словам, задача проекта – создание центров притяжения для населения. Обеспечение людей рабочими местами, а не формирование новых спальных районов. Иначе власти не смогут разгрузить центр столицы, уменьшить ежедневную транспортную нагрузку с помощью оттока приезжающих на работу.
Ежедневно в ЦАО устремляются около 2 млн. человек. «Переселение на новую территорию бизнес-центров и управленческих организаций, если это произойдёт, займёт немалый срок», – уверен председатель Совета автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Так что говорить о решении проблемы трафика пока рано. В ближайшее время нитевидный пульс города не изменится. Как бы там ни было, чиновники не должны забывать о диалоге с жителями.
Именно сейчас, на изломе перемен, москвичи хотят постоянного диалога с градостроителями для минимизации проблем, связанных с разрастанием Москвы. Горожане беспокоятся о сохранении исторического облика своего города и неспешного, обдуманного, гласного утверждения нового генплана. Рисуя образ будущего зодчего, общество наряду с экспертами рассчитывает увидеть в нём сочетание профессионализма вкупе с самостоятельностью и умением отстаивать своё мнение.