Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 28(320) от 26.07.2012

Киоски под прессом

Газеты уберут подальше от людей

, 18:02

Власти города обнародовали новые правила размещения торговых палаток, которые теперь не должны располагаться рядом с метро и остановками. Под эти нормы также попали газетные киоски, которые в большинстве своём не вписываются в эту схему. Эксперты, издатели и предприниматели уже начали бить тревогу – в результате переноса рынок печатной продукции может понести серьёзные убытки.

Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) уже направила письмо руководителю департамента СМИ и рекламы Владимиру Черникову, вице-мэру столицы Александру Горбенко, а также в Департамент торговли и услуг с просьбой исключить газетные киоски из общих правил.

Неграмотный департамент

По словам председателя правления АРПП Александра Оськина, новую схему размещения пролоббировал Департамент транспорта Москвы. «Эти люди, к сожалению, поставили телегу впереди лошади. Они решили, что пробки в городе вызваны ларьками с прессой. Этот абсурд навязали вневедомственной комиссии столичного правительства», – сообщил он. Понятно, что такие меры вызвали возмущение.

По словам А. Оськина, в результате этих шагов может погибнуть порядка 1,5 тыс. киосков прессы. Это ударит и по издателям – их прибыль может упасть в среднем от 20 до 50%. Отрасль понесёт серьёзный ущерб как со стороны бизнеса, так и с точки зрения важной социальной среды.

В своём письме АРПП привела в пример фотографии из Нью-Йорка и Варшавы. Председатель правления ассоциации говорит: «Мы показали, что газетные киоски в этих крупных городах не мешают транспорту и не создают пробки. Так исторически сложилось, что периодическая печать – это импульсный товар. Ларьки с прессой созданы для людей и возле людей». Действительно, если человек пойдёт в подворотню за хлебом или пивом – это не значит, что он побежит туда специально за газетой.

Михаил Москвин-Тарханов, депутат МГД, полагает, что перенос палаток – не такая серьёзная проблема: «Есть метро. Люди найдут где купить любимое издание, и киоски с прессой разместят там где надо, а не где попало». И даже если часть из них всё же исчезнет – «Союзпечать» никуда не денется.

Также он рассказал, что можно не рассчитывать на то, что на остановках по аналогии с метрополитеном появятся автоматы с газетами. Их хорошо содержать в помещении, а не на улице.

По мнению М. Москвина-Тарханова, в современном мире для чтения сообщений СМИ давно уже пора иметь Интернет: «Как будто мы живём в 50-е годы прошлого столетия. Я стал редко видеть людей, которые покупают прессу. Времена, когда люди хватали свежий номер на остановке и бежали её читать, – прошли. Тиражи газет падают, и все уходят в электронные СМИ».

Однако он почему-то забывает про людей, которые вовсе не пользуются Интернетом. Тем более бумаге не страшны «падения» сервера и отсутствие электричества.

Переезд киосков с печатной продукцией подальше от людей грозит не только потерей рентабельности точек. По словам Романа Жигульского, председателя координационного совета некоммерческого партнёрства «Содействие предпринимателям арендаторам», все переносы происходят не за деньги бюджета, а за средства предпринимателя. «Или торговую точку просто крадут управские работники с санкциями префектур. И потом бизнесмену либо заново всё покупать, либо находить финансы для переноса», – говорит он. Как сообщил Р. Жигульский, власть не предлагает никакой альтернативы – всё это происходит во внесудебном порядке, в полукриминальном режиме. «То своруют генератор, то саму палатку. Был случай, когда ларёк одного из членов нашего движения погрузили на транспортировщик вместе с продавцом. После того как уже вызвали милицию, они очнулись и поняли, что делают что-то не то. Эвакуировали человека. Но это было ещё при Владимире Малышкове (бывший руководитель департамента торговли)», – рассказал он.

Также он отметил, что вряд ли это некая скрытая кампания по ущемлению свободы слова: «В основном СМИ и так лояльно высказываются о власти. За исключением нескольких изданий. Учитывая, что пресса достаточно ручная – вряд ли кому-то придёт в голову стрелять из винтовки по воробьям». По словам Р. Жигульского, «если бы это была борьба с оппозиционными изданиями – была бы точечная работа по ним».

Скорее нужно опасаться другой ситуации. Здесь, возможно, идёт укрупнение рынка. Так поступают часто. Сначала примут неадекватные меры – предприниматели позакрывают свой бизнес. А затем на их месте вырастут другие компании. Вполне вероятно, уже есть какие-то организации, ООО, которые создали люди, близкие к правительству Москвы. Они выйдут на конкурсы, и только у них будут все необходимые условия для законного размещения палаток.

Всем ясно, что нормы по размещению нестационарных торговых мелкорозничных объектов должны быть. Это разумно. Но в любом деле нужно знать меру и должна быть логика.

Новые нормы размещения ларьков

1. Расстояние от проезжей части – не менее 3 м (для павильонов площадью более 50 кв. м – 5 м).

2. Расстояние от подземных пешеходных переходов – не менее 5 м.

3. Расстояние от «зебры» – не менее 3 м.

4. Расстояние от окон и витрин жилых домов – не менее 6 м (для павильонов площадью более 50 кв. м – 6–10 м).

5. Расстояние от выходов метрополитена – не менее 25 м.

6. Расстояние от остановки общественного транспорта – 10 м.

7. Расстояние от остановки общественного транспорта до павильона по ходу движения – 25 м.

8. Расстояние от фонарных столбов – 1 м.

Туда, сюда, обратно

У прошлого градоначальника Юрия Лужкова была идея убрать всё от метро на 25 метров, чтобы не было террористической угрозы. Произошло это после взрыва у станции метро Рижская 31 августа 2004 года. И яркий пример – м. «Войковская», где когда-то было много палаток. Сейчас на этом месте автомобильная парковка. Возникает резонный вопрос: где проще заложить ту же бомбу? Там, где есть какие-то люди, которые на этом месте каждый день стоят и смотрят из ларька в окно. Или там, где только транспорт и потоки спешащих на работу?

Не надо превращать любые действия в широкомасштабную кампанию.

Проблема московской администрации – нет никакой слаженности и системы. Весь абсурд ситуации в том, что мы эти киоски перенесём, а потом будем ставить обратно. Как в 2010 г., когда мэр Москвы Сергей Собянин сказал: киоски с прессой демонтировать нельзя. В итоге за неделю снесли не меньше 50 таких палаток. Тогда же Сергей Байдаков, префект ЦАО, распорядился убрать все торговые киоски от станций метро, включая газетные ларьки.

И хотя Никита Кузнецов, заместитель руководителя департамента торговли, пообещал предложить правительству сохранить прежние места для киосков печати – всё равно как-то боязно за ларьки, предпринимателей, издателей и читателей прессы. Мы уже сталкивались с чиновниками, которые рьяно исполняли все приказы свыше.

Довольно глупо, если С. Собянин, который искренне хочет сделать столицу лучше, будет вынужден ругаться с представителями СМИ. И не на политическую тему, а на экономическую.

Справка «АН»

В Москве действует около 4 тыс. точек реализации печатной продукции, из них чуть больше половины – ларьки. По данным АРПП, на киосковые сети приходится в среднем 50–55% продаж прессы. За 2011 год они в целом заработали 3–3,5 млрд. рублей.

По подсчётам АРПП, 27–30% действующих газетных киосков не удовлетворяют требованиям к отдалённости от остановок, 16–18% – от проезжей части, а ещё около 10% – от метрополитена.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram