Президент Московского международного фестиваля Никита Сергеевич Михалков увлечён новым грандиозным проектом. На сей раз речь идёт о возможном строительстве в «Лужниках» специальной фестивальной площадки для МКФ и не только. Понятное дело, надоело организаторам кочевать с одной сцены на другую, самое время – обзавестись собственной.
«Дружбе» конец?
Скорее всего, последней каплей стал вынужденный переезд фестиваля из «Пушкинского», что закрылся на ремонт, в «Октябрь», число мест которого ограничивается всего лишь полутора тысячами. Да и месторасположение удачным назвать нельзя: даже красную дорожку пришлось заметно укоротить. Новое место должно быть таким, чтобы душа развернулась широко, широко… А для этого кинотеатра, пожалуй, мало. Не тот масштаб. Нужен дворец! А кто спорит: надо так надо.
Город уже отдаёт Михалкову под строительство несколько гектаров земли на территории спорткомплекса «Лужники». Главный режиссёр предполагает снести и комплекс «Дружба», а на его месте воздвигнуть «многофункциональный центр отдыха в едином архитектурном стиле». Но вот незадача: вокруг вышеупомянутого спорткомплекса находятся несколько кортов, катков, и город, возможно, не пойдёт на то, чтобы их закрыть. Возможно, будет снесено само сооружение, где проходят спортивные мероприятия. Но давайте подойдём к этой ситуации с точки зрения транспортной нагрузки. Для жителей города ничего в этом смысле не изменится, так как произойдёт просто замена одного культурно-зрелищного мероприятия другим.
На данный момент подъехать к «Лужникам» достаточно трудно: метро располагается далеко, а проезд автомобилей сильно ограничен. Спортивный комплекс даёт сегодня определённую загрузку местных дорог, но она не сравнится с той массой автотранспорта, которая хлынет сюда после строительства нового культурного мегацентра. Не будет же он пустовать от форума до форума. Конечно нет. По замыслу устроителей, здесь постоянно будут находиться, например, киношкола, офисы, досуговая зона, да мало ли что ещё?! Трафик, безусловно, возрастёт с изменением функциональной нагрузки территории. Не случится ли в «Лужниках» и округе транспортный паралич?
Этот вопрос волнует и противников, и сторонников строительства кинодворца. Все сомневаются в целесообразности ставить его именно в «Лужниках». Вид на реку – прекрасный, спору нет. Но общая картина получится мрачной из-за долгого ожидания на асфальте встречи с прекрасным. Может, и не стоит тогда выгонять спортсменов, а лучше подыскать другое место?
Дворец лишним не бывает
«Лишний дворец никогда не помешает, – заверяет народная артистка РСФСР Алла Демидова, – наш Московский фестиваль сегодня слишком разбросан по городу. Думаю, что такое решение, при котором всё происходящее будет сконцентрировано в одном месте, действительно может привлечь на нашу сцену мировое кино». Оппоненты возражают, залов в городе достаточно, а вот показывать там нечего: «очень всё скучно, пафосно, неталантливо».
«Я даже не знаю, кто у нас сейчас ходит на фестивали? Если вспоминать старые всенародные форумы в 60-е, 70-е годы, то можно смело констатировать, что кино на наших глазах просто умирает, – считает журналист и телеведущий Лев Новожёнов. – Хорошее кино можно посмотреть и в сарае. А от того, что появится новый «спецдворец», кино лучше не станет. Всё это напоминает осваивание новых бюджетов, очередной распил. Раньше мы ходили в кинозал большой арены в «Лужниках». Порой на утренний сеанс приходилось искать лишний билетик. Помню: нам доставались самые плохие места, и это на сеанс в 9 утра! Бывало, люди специально отпрашивались с работы. А сейчас кто пойдёт днём в кинозал?
На последних кинофестивалях самая интересная была программа документальных, а не художественных фильмов. К сожалению, мы знаем, что состояние документалистики в России сегодня нулевое».
«И всё-таки залы нам нужны, – уверен художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский. – Москве катастрофически не хватает больших серьёзных помещений на две-три тысячи человек. С исчезновением концертного зала «Россия» в городе остались только безумно дорогие Кремль и «Крокус». И пусть он называется Дворец фестивалей, главное, чтобы был современный, свежий. Нужно, чтобы этот зал подходил для концертов разного уровня, от эстрады до классики и даже рок-фестивалей. Полагаю, что раз его будут строить за счёт города, он должен быть доступен для зрителей разных взглядов».
Члены Киносоюза, недавно отпочковавшегося от Союза кинематографистов, опасаются, что, после того как Никита Сергеевич переедет вместе со столичным кинофестивалем в свой новенький дворец, другим, более скромным, киношным мероприятиям денег на входной билет в эти новые залы уже не хватит. К слову сказать, бюджет Московского фестиваля в разы превышает суммы, затраченные на менее раскрученные, но, быть может, столь же важные для людей показы.
В действительности же о том, что будет происходить во Дворце киноискусства в обычные будни, – можно только гадать. Наверное, заработает академия Михалкова. Появится музей кино… Сегодня ему просто необходимы и собственные современные кинозалы, и помещения для постоянных экспозиций. «Если в новом здании будет находиться специальная школа – это, знаете, очень своевременно, здесь же могут проходить мастер-классы фестивальных гостей. А чьё имя будет носить дворец, думаю, надо решать после того, как его построят», – считает Алла Демидова.
А как у них?
Строить без плана, оказывается, могут и немцы. Такое «приблизительное» строительство выливается в многократное увеличение бюджета и нерешаемые проблемы. Правительство Гамбурга решило прославить свой город и увековечить память о себе, построив там грандиозный концертный зал, сравниться с которым могла бы разве что Опера в Сиднее. Идея настолько увлекла обычно сдержанных бюргеров, что строить начали по приблизительным планам. В результате проект, завершение которого планировалось на 2008 год, до сих пор пребывает в полуготовом состоянии, а вместо запланированных 100 млн. выложить придётся 500 млн. евро. Оказалось, что построить дворец с видом на Эльбу, используя фундамент огромного кофехранилища, из-за не распознанных вовремя тектонических проблем невозможно. Фундамент пришлось полностью переделывать, что повлекло дальнейшие изменения и невероятное удорожание проекта.
Придумал, построил и… уходи?
Кинокритик Виктор Матизен также не против строительства дворца, «при условии, что он будет задействован в течение года и что в нём будет работать музей кино. Но вот после того, как с подачи Михалкова Музей кино был выселен из киноцентра, вряд ли Наум Клейман согласится пойти под крыло вышеупомянутого господина. Это сооружение должно стать новым, реальным центром кинокультуры в Москве. И я, разумеется, предпочёл бы, чтобы им руководил не Никита Сергеевич, а кто-нибудь другой. Нужна менее одиозная фигура. От этого дело только выиграет. Иначе можно сразу водрузить на крышу золотую статую именитого режиссёра». Однако другой знаменитый режиссёр – Эльдар Рязанов – считает отца-основателя будущего центра вполне подходящей персоной для реализации подобных проектов.
Пока что Киносоюз пытается приложить максимум усилий, чтобы выяснить, на что будут потрачены выделенные государством на развитие кинематографа средства. «Важно узнать, на каком юридическом фундаменте будет строиться этот дворец и кому он будет принадлежать? Нетрудно догадаться, что это пока закрытая информация. Мы готовим обращение к новому мэру, поскольку считаем, что кинообщественность обязана знать, кто и что строит для этой же самой кинообщественности», – комментирует ситуацию режиссёр-документалист и продюсер Виталий Манский…