Аргументы Недели → Город М № 26(318) от 12.07.2012

Не словом единым

, 18:59

Столичная система образования давно нуждалась в модернизации и новаторском подходе к решению имеющихся проблем.

Заступивший полтора года назад на должность главы Департамента образования Москвы Исаак Калина получил в наследство систему, давно находящуюся в кризисном состоянии. При подготовке своих реформ министр прислушался к жалобам обеих сторон образовательного процесса: родителям и ученикам, учителям и директорам школ.

В ответ на их жалобы о трудностях записи в детские сады и школы была создана электронная система комплектования учреждений. Также проведена работа по обеспечению недостающих мест для возросшего количества детей.

В Департамент образования стало поступать меньше жалоб на денежные сборы. Это результат проведённой департаментом антикоррупционной кампании. Стоит отметить и решение Калиной другой важной задачи: сегодня средняя заработная плата московского учителя составляет
55 тыс. рублей. В школы пошла работать молодёжь.

В 2011 г. было приобретено более 60 тыс. единиц компьютерной техники, все образовательные учреждения столицы теперь подключены к Интернету, а учителя получили в свободное пользование ноутбуки. Более чем в 162 школах Москвы был проведён ремонт, выполнено благоустройство пришкольных территорий. Открылись спортивные площадки не только для учеников, но и для остальных москвичей.

Ещё одна проблема Московских школ – отсутствие объективных данных об учебных результатах. Позже выяснилось, что у многих школ внешние результаты – такие как участие в олимпиадах, городских диагностиках – попросту отсутствуют. Уже в этом учебном году все столичные школьники имеют возможность принять участие во всероссийской олимпиаде на школьном уровне.

Система проведения и проверки ЕГЭ с каждым годом становится всё объективнее и прозрачнее. В целом результаты сдачи ЕГЭ улучшились по сравнению с прошлым годом, несмотря на ужесточение условий проведения выпускных экзаменов. Сам Калина отметил: «Наблюдатели помогли почти миллиону людей, которые будут в этом году поступать в вузы страны, не украсть их место в вузе». Он также поддержал эту инициативу в дальнейшем. А в 2013 г. планируется создание единого центра обработки данных, где будут храниться в открытом доступе все сведения по системе образования в целом.

Объединение московских школ, несмотря на огромное количество недовольств и нареканий, оправдало себя. На сегодняшний день в Москве существует немало прецедентов, когда откровенно слабые школы, объединившись с сильными, значительно повысили свой уровень. Это дало всем без исключения ученикам и учителям широкие возможности самореализации.

Исаак Калина провёл строгий отбор и личные собеседования с исполнителями задуманных реформ. По его справедливому замечанию, «сегодняшний директор школы, работник управления, работник департамента – это хороший педагог, но при этом очень хорошо осознающий задачи более высокого порядка, для решения которых, конечно, нужна сильная управленческая подготовка». В связи с этим для работников системы образования был внедрён ряд дополнительных образовательных программ на базе столичных вузов.

«У нас хорошие дети. Удивляйтесь их знаниям, и они вас многому научат», – говорит Исаак Калина.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram