Аргументы Недели → Город М № 25(317) от 05.07.2012

Москву спасут от транспортного коллапса

, 18:58

Сергей Собянин заявил, что в следующем году въезд грузового транспорта будет ограничен не только в пределах Садового кольца, но и на территорию всей Москвы в дневное время. Однако этот запрет вступит в силу только после того, как будут созданы все условия для размещения многотоннажного транспорта за пределами столицы, заверил градоначальник, подробнее http://vozovoz.ru/perevozki_gruzov/.

Уже сейчас планируется создать 19 парковок, которые, по словам Петра Бирюкова, заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства, появятся в городе к декабрю этого года. Эти площадки смогут вмещать около 10–12 тыс. грузовиков в различных частях столицы. Располагаться они будут преимущественно возле промышленных предприятий, на периферии Москвы.

Вячеслав Лысаков, председатель координационного совета МОО автомобилистов «Свобода выбора» считает, что важно оценить, сколько действительно находится грузового транспорта в столице и области. «Потому что большая проблема Москвы в том, что большегрузы, не имея специализированных мест для стоянок, «ночуют» на улицах, во дворах. Это создаёт проблемы для всех», – говорит В. Лысаков. По его словам, нужно создавать грузовые терминалы, где большегрузный транспорт смог бы разгружаться, и дальше товары везли бы автомобили малого тоннажа.

Впрочем, это вновь создаёт определённые проблемы, и в первую очередь для малого бизнеса. «Замена автопарка – это огромные финансовые средства. Многие перевозчики работают на грани рентабельности. Среди них много частников. Любая фискальная нагрузка может закончиться для них крахом», – говорит лидер «Свободы выбора».

Заместитель председателя общественного движения «Наша столица» Александр Закондырин предлагает опираться на международный опыт. По его словам, необходимо ограничить въезд большегрузного транспорта в 50-километровую зону от Москвы. Если понимать под фурами автомобили с тоннажем от 20 тонн. Такой план у представителей «Росавтодора» есть. «Для Москвы другого выхода нет, согласны с этим транспортные компании или нет», – отметил зампред.

При этом он считает, что неплохо бы заняться развитием регионов. «Необходимо создавать логистические центры не только в столице – она не должна быть центром притяжения транспорта, – но и в городах-миллионниках, которые являются экономическими узлами нашей страны», – говорит он. По словам представителя «Нашей столицы», делать это нужно не только на бюджетные деньги. «Любой бизнесмен понимает, что подобная инфраструктура должна включать не только место, где дальнобойщики смогут разгружаться, но и где разместиться на ночь, поесть, заправиться и т.д. Это нормальный бизнес с серьёзным оборотом денег», – сказал А. Закондырин.

Проект властей выглядит весьма затратным. Потребуется не только вводить ограничения, создавать специализированные парковки, но также и переводить таможенные терминалы московского транспортного узла, где обрабатывается более половины импортных грузов. При этом почти все они расположены на территории Москвы. Также в большом комплексе мер по спасению города от коллапса – вывод промышленных предприятий в область и строительство 8 км участка автодороги А-108 (Большая бетонка), который планируют завершить в 2014 году.

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, так прокомментировал грядущие изменения: «Конечно, это не спасёт Москву от пробок. Ни одна отдельно взятая мера спасти не может. Но движутся власти в правильном направлении». По словам М. Блинкина, в столице прослеживается тенденция размещать крупнейшие мегамоллы, торгово-досуговые комплексы на периферии города. «Если, допустим, «Ашан» появляется на окраине столицы – это нормально. А если крупный торговый центр возникает на Шереметьевской улице – для Москвы это тяжело, тут уже ничего не отрегулируешь. Любое стратегическое решение нужно претворять грамотными инженерно-планировочными мерами», – говорит он.

Безусловно, есть объекты, вывод которых за пределы столицы – сложнейшая задача. «Ничего не поделать с заводами и предприятиями на территории Москвы. Столичная конфетная фабрика не сможет обойтись без подвоза цистерн с патокой», – говорит М. Блинкин.

Несмотря на ограничения, которые действуют и сейчас, существует целый ряд квот и пропусков. Они позволяют попадать на «запрещённые» территории. Возможно, их будут выдавать и после ужесточения правил въезда в город для фур. «Это может способствовать процветанию коррупции, если все запреты можно миновать за бумажки, которые продаются за деньги», – отметил В. Лысаков.

Однако М. Блинкин настроен более оптимистично: «По мере того как Москва оснащается IТ-гаджетами и будет оснащаться в дальнейшем, все эти разрешения на въезд уйдут в прошлое. К сожалению, сегодня Москва к этому не готова».

На данный момент всё, что останавливает водителя при въезде на запрещённые территорию и стоянку в неположенном месте, – штраф размером в 300 рублей. Но власти, решая проблему комплексно, уже задумались увеличить наказание.

Аргументы общественника

Елена Родина, член социально-экологического союза:

– Москва от этого не проиграет, но и не выиграет. Это существенно не изменит обстановку. Проблему транспортного коллапса можно решить уменьшением количества автомобилей и улучшением качества общественного транспорта. Ограничений нужно вводить больше на проезд легковых автомобилей. Они полностью забили улицы города.

По поводу запрета на въезд для фур я настроена скептически – они всё равно должны будут каким-то образом попадать на эти базы, чтобы доставить товар. Не будут ездить большегрузы в Москву – их заменят многочисленные «газели» и создадут ещё большую сутолоку. У нас в России неправильно построена транспортная система. 60% всего транзитного транспорта РФ идёт через Москву и Московскую область.

 70% товарных складов столицы и области расположены вдоль МКАД и начала вылетных трасс. Они обслуживает более 200 тысяч грузовых автомобилей в сутки. Более миллиона фур ежегодно проходят через Московскую область – большая их часть идёт по МКАД. Также одна из причин в том, что закрыта возможность грузоперевозки по ж/д Москва – Санкт-Петербург. Аналогичная ситуация произошла с Горьковским направлением, и теперь от столицы до Нижнего Новгорода всё забито грузовиками.

Справка «АН»

На сегодняшний день в столице действует запрет на въезд грузового автотранспорта грузоподъёмностью более 1 т за территорию Третьего транспортного кольца с 7:00 до 22:00, а также на въезд грузовиков с массой более 7 т за пределы малого кольца Московской окружной железной дороги.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram