Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 24(316) от 28.06.2012

Кортежи в облаках

Для столичной элиты понадобится 560 вертолётов

, 18:24

Высокопоставленные чиновники, имеющие право на машину с мигалкой, возможно, скоро сменят её на вертолёт. Воздушное пространство над акваторией Москвы-реки планируют открыть для перелётов, прежде всего первых лиц государства, чтобы избавить столицу от их кортежей и, соответственно, связанных с ними пробок.

В министерстве транспорта, видимо, совсем отчаялись победить столичные пробки привычными методами типа оптимизации дорожного движения – и замахнулись на святое, на VIP-кортежи. Есть мнение: переместить их... в небо. Те, кто имеет право на машину с мигалкой, должны добираться до места работы на вертолёте. Для такого дела кому надо откроют воздушное пространство над Москвой.

Власть взлетает до небес

Технически препятствий для этого нет. Существует правительственный авиаотряд, располагающий соответствующей авиационной техникой, есть и системы радиолокационного контроля, которые надо только немного модернизировать. Говорят ещё, что столице не хватает вертолётных площадок. По Генплану развития Москвы на 2011–2012 годы должно было появиться 8 новых, но пока не сделано ни одной. Однако мало кто сомневается, что если высшие чины решат пересесть на винтокрылые машины, площадки для них оборудуют очень быстро.

До сих пор проблема упиралась в противодействие ряда силовых ведомств и, прежде всего, Федеральной службы охраны (ФСО). Но сейчас они, по словам представителей Минтранса, свои возражения вроде бы сняли. «Не знаю, что могут быть за возражения, – говорит Вячеслав Лысаков, председатель координационного совета МОО автомобилистов «Свобода выбора». – Весь мир уже передвигается на вертолётах, а в других странах террористических угроз не меньше, чем у нас. Но, наверное, психологически сложно перестроить сознание тех, кто курирует эти вопросы. А в принципе, передвижение первых лиц по воздуху будет быстрее, и москвичам проблем меньше. Лишь бы Владимир Владимирович захотел. Тем более что он сейчас серьёзно озаботился вопросом привилегий на дорогах. Значит – появилась политическая воля, а следовательно, и шанс победить мигалки. Я думаю, в скором времени мы что-то в этом плане узнаем...»

Чтобы уменьшить пробки, надо отправить летать по небу не одних только государственных лиц, а заодно и олигархов, считает Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко», – чтобы не загромождали своими лимузинами и охраной дороги Москвы. «И это не должна быть привилегия одних высших чиновников, я думаю, что это может быть и коммерческое предложение», – говорит он.

Аргументы оппозиции

Валерий Рашкин, депутат Государственной думы:

– Минтранс утверждает, полёты приведут к «колоссальной экономии» и улучшат ситуацию на дорогах. Но когда речь идёт о высших эшелонах власти, под «колоссальной экономией» понимается разворовывание максимально возможной части средств. Тех, кто ездит с мигалками в Москве сейчас 560 штук. Это значит, купим пять сотен вертолётов! Дорогое авиационное топливо и строительство новых посадочных площадок. Надо полагать, и авиатехнику выберут не дешёвую, а как водится, с салоном из красного дерева и сиденьями с массажным эффектом.

Андрей Клычков руководитель фракции КПРФ в МГД:

– Вертолётное сообщение может быть использовано только для одной-двух категорий первых лиц. Нельзя бюджетные деньги тратить на массовые сомнительные перелёты. К тому же если повсеместно использовать воздушное сообщение для перемещений «слуг народа», то придётся их учить парашютному мастерству. Нужно думать не о том, как улучшить жизнь чиновникам, а о том, как быстрее и качественнее решать городские проблемы.

Будем бить через дымоход

Есть и противоположное мнение: пользоваться воздушным пространством в пределах города должны только лица, подлежащие госохране. Именно из-за их кортежей дороги перекрываются на 40 минут или на час. Это фактически и блокирует Москву. «Во всём мире только первое и второе лицо государства имеют право на передвижение вертолётами в городах. И то только в случае оперативной необходимости, – подчёркивает адвокат Владимир Жеребенков. – Вот и у нас пусть только они летают, а остальные должны передвигаться, как обычные граждане, заодно поближе к народу будут».

В принципе, президент и премьер-министр и сейчас имеют право добираться до места работы по небу, и никакая ФСО не сможет – и не станет чинить им препятствий. Для кого же тогда собираются открывать воздушное пространство над Москвой – неужели для ВСЕХ, кто имеет право на мигалку?

«В таком случае следующим шагом станут вертолёты с мигалками, которые будут круче других. А остальных заставят зависать и пропускать самых главных, – рисует картину будущего депутат ГД Геннадий Гудков. – У меня есть предположение, зачем так срочно потребовались вертолёты над Москвой. Совсем недавно премьер-министром Медведевым было подписано постановление о том, что часть закупок министерств и ведомств будет засекречена, поскольку представляет собой коммерческую тайну. На что она будет распространяться, станут определять сами органы исполнительной власти.

Теперь все позолоченные кровати, телевизоры с антикварными вензелями, лимузины по сумасшедшей стоимости трёхэтажные квартиры в Москве пойдут под грифом «Секретно». А вертолёты нужны для того, чтобы отвозить это барахло в места обитания чиновников. Если совсем серьёзно, я не верю в то, что чиновники добровольно откажутся от привилегий. В результате и на дорогах будут пробки – и в небе тоже. Не думаю, что людям это понравится. Знаете, в моей родной Коломне производятся зенитные комплексы – «Игла» и «Игла М». При определённой ситуации на них будет особый спрос...»

А может, лучше под землёй?

Трезвомыслящие люди в «Росавиации», хорошо представляющие, какие проблемы может представлять использование авиатехники над большим городом, предлагают прежде всего провести опрос жителей Москвы: согласны ли они, чтобы над ними в массовом порядке постоянно летали чиновники. Вертолёты – это шум, это вибрация. Это риск аварии над густонаселённым мегаполисом, в котором, кроме жилых кварталов, есть и реакторы, и линии электропередач, и всевозможные неполезные производства. «На вертолётах по Москве передвигаться очень неудобно. В Нью-Йорке пробовали, но многие отказались, – утверждает Александр Починок. – Дешевле и проще вовсе отказаться от использования служебных машин со спецсигналами. Кто хочет, пусть заказывает такси или лимузин. Кто бодр и смел, пусть ездит на метро или пешком ходит».

Первым лицам, если им хочется непременно добираться на вертолётах, стоило бы поменять место работы. Кремль им не подходит. Древние строения не готовы к такой вибрации. «Когда Ельцина первый раз огромным вертолётом доставили в Кремль и посадили на площадь перед Иваном Великим, то потом долго укрепляли купола всех старинных соборов, возвращали на места поехавшие редкие хрупкие экспонаты, – рассказывает Алексей Клеменко, историк архитектуры, член президиума экспертного совета при главном архитекторе г. Москвы. – Категорически нельзя вертолёты сажать в Кремле! Это же музей, кроме всего прочего.

К тому же малых вертолётов у нас нет. Да и не повезут главу государства на таком. В ФСО начнут кричать, что средство передвижения по воздуху непременно должно быть бронированным, летать на большой высоте... А что бы этим самым первым лицам под землёй не перемещаться? Есть же специальные, для того и сделанные ветки метро. Правда, они, насколько я знаю, сейчас в плохом состоянии. Оттуда убрали команды, которые обеспечивали их сохранность. Вот заодно бы и отремонтировали подземелья.

Конечно, возле Кремля пока есть свободное пока место – там, где была гостиница «Россия». Некоторые предлагают устроить вертолётную площадку здесь. Но, в конечном счёте, вопрос об использовании вертолётов и о том, где им садиться, будет решать не Минтранс, не ФСО, не Росавиация и тем более не москвичи – а главный пассажир вероятных спецрейсов.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram