Аргументы Недели → Город М № 23(315) от 21.06.2012

А ну-ка, убери свой драндулетик

, 18:46

Избавиться от брошенной во дворе «копейки» для властей – целая история. Машину нужно осмотреть, составить акт с реквизитами и описанием внешнего вида, точно указать её местонахождение и отыскать владельца. Хорошо, если хозяин согласится привести автомобиль в порядок или отправить в утиль. В противном случае – суд. Юридический процесс может длиться от полугода и больше и… ни к чему не привести: стоит владельцу оттолкать авто на соседнее парковочное место, и всё придётся начинать сначала.

Конец 90-х – начало 2000‑х. Столица лицезрит первую волну автохлама. Москвичи пересаживаются из стареньких «жигулей» в иномарки, не всегда новые, но более комфортные. При этом раритеты советского автопрома отправляются в утиль или ржавеют во дворах и лесопарках. Программа утилизации 2010‑х способствует обновлению автопарка (в обмен на устаревшую машину можно приобрести новую со скидкой), но для сделки годится транспорт в хорошем состоянии – на ходу. Владельцы оставляют свою «некондицию» на произвол судьбы, добавляя тем самым забот городским властям.

Портал для автохлама

«…Около жилого дома стоит брошенная «Газель» в ужасном состоянии: корпус прогнил, колёса спущены, стёкла выбиты. Рухлядь по-нашему, а для бомжей – дом. Огромная просьба её ликвидировать…»

С такой просьбой 4 мая сего года обратился к столичным властям житель Измайловского проспекта, 59. Своё обращение он разместил на портале «Дороги Москвы» и вскоре получил утвердительный ответ: владелец маршрутки был найден, а автомобиль эвакуирован с территории. К сожалению, этот случай скорее исключение, чем правило.

Вышеупомянутый портал работает с февраля в тестовом режиме. В марте Сергей Собянин лично призвал пользователей размещать там свои жалобы на благоустройство. С тех пор поступило порядка двух тысяч отзывов. Брошенные авто находят всюду: в центре (Мясницкая, Петровка, Остоженка) и на окраинах (Чертаново, Тушино, Можайское шоссе). Заявки с адресами подкреплены красноречивыми фотографиями. Но пока подавляющее большинство таких жалоб пока остаётся без ответа. Наличие подобных ресурсов – явление положительное, но проблемы, увы, не решает, хотя всё же делает её нагляднее. В Москве по-прежнему много «беспризорников», и, чтобы переломить ситуацию, нужны изменения в законодательстве.

«Для того чтобы эффективно решить проблему автохлама, не хватает адекватной правовой базы, – говорит Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора». – Отсутствуют нормативно-правовые документы, которые регламентировали бы отношения государства и владельцев. Власти действуют в рамках полномочий, например, накладывают штрафы за нарушение правил парковки. Но вывезти брошенный автомобиль можно, только доказав его бесхозность либо отсудив у нерадивого владельца».

Мнение специалистов разделяют чиновники. На днях Юрий Краснов, заместитель префекта Северного административного округа, заявил журналистам: «Действующий регламент содержания городских территорий устарел и не учитывает всех требований и ситуаций». В первую очередь, отметил он, не определены критерии и процедуры признания автотранспорта бесхозяйным».

Отстой – под пресс

В 2001-м увидело свет распоряжение: «О совершенствовании работы с брошенными автомобилями». Для определения авто, подлежащих эвакуации, было введено понятие: «брошенное разукомплектованное транспортное средство». Под него сейчас попадает почти каждый второй автомобиль, который долгое время находится без движения. Картина маслом: колёса спущены, не хватает деталей и частей обшивки, а салон захламлён и открыт для проникновения. Важный признак «беспризорника» – отсутствие знака государственной регистрации. За отсутствием номера автомобиль может легко оказаться на прицепе эвакуатора, ведь отыскать хозяина в таком случае невозможно.

Власти в этом вопросе действуют оперативно. «В случае если владелец машины не найден – всё просто, – говорит Андрей Палеев, депутат Московской городской думы. – Машина считается металлоломом и отправляется под пресс. При этом, если хозяин всё же объявился, он может забрать своё авто из отстойника, оплатив услуги эвакуатора. В случае если владелец обнаруживается сразу, следует длительная процедура, цель которой – вынудить его либо привести «старушку» в порядок, либо утилизировать самостоятельно».

2011-й – новый этап борьбы с автохламом. В префектурах действуют окружные комиссии. Их задача – поиск, оформление и, если нужно, эвакуация отживших своё автомобилей. В составе комиссий – представители районных управ, административно-технические инспекторы, сотрудники полиции. Они совершают еженедельные обходы вверенных территорий, ведут учёт бесхозного транспорта, устанавливают владельца и инициируют процедуру изъятия «расхлябанного постояльца» на временное хранение с последующей утилизацией.

«В прошлом году нами выявлено 789 единиц бесхозного транспорта, из них вывезено – 769, – сообщают в пресс-службе префектуры Центрального административного округа. По Москве речь идёт о 18 тысячах эвакуированных автомобилей. При этом на устранение обнаруженной машины властям даётся 20 дней: 7 – на поиски хозяина, 7 – чтобы убедить его привести свою собственность в надлежащий вид. Если владелец не установлен, ещё 5 дней – на вывоз. Однако нередки случаи, когда увезённую без номерного знака машину требовали вернуть назад. Владелец в таком случае оплачивал эвакуатор и использование казённой стоянки.

Чтобы отсудить у законного владельца его собственность, требуется гораздо больше времени. Процедуру осложняет практика передачи прав по доверенности, когда выясняется, что фактический хозяин авто живёт в другом регионе или даже в другой стране. В любом случае судебное решение также не гарантирует результата. Хозяину автомобиля достаточно переставить его на другое место или накрыть чем-то неприглядный кузов, и процедуру необходимо начинать с нуля: новый осмотр, новые уведомления и предписания.

Точку в этой истории берутся поставить парламентарии. Соответственные поправки в федеральное и московское законодательство готовятся к началу следующего года. Однако, учитывая, что с 1 июля начнут действовать новые штрафы за парковку в неположенном месте (вместо 100 руб. – 2500!), бесхозных машин станет меньше уже этим летом. Да и критерии оценки бесхозного транспорта тоже станут проще и точнее к началу 2013 года. Соответствующие поправки готовятся в ГД и городской думе.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram