Около половины новорождённых в столице – дети мигрантов. Женщины из стран СНГ едут к нам на заработки, зная о беременности, или оказываются в положении уже в Москве. Затем они оставляют своих чад на попечение властей.
На данный момент почти 50% рождённых в столице детей – дети приезжих. Власти беспокоятся, что очень скоро численность младенцев, рождённых женщинами из стран СНГ, в разы превысит рождаемость среди москвичек. Если так пойдёт и дальше, то коренное население столицы со временем изменится до неузнаваемости. Но это в будущем. Сегодня властей больше беспокоит тот факт, что приезжие родители крайне редко обращаются к врачам. «Многие из них никогда в жизни не проходили диспансеризацию и даже не знают об имеющихся у них заболеваниях», – полагает депутат МГД Инна Святенко.
Нелегальные роды
По закону, медицинское учреждение не имеет права отказать в помощи женщине, если у неё уже начались схватки, вне зависимости от того, есть у неё на руках документы, удостоверяющие личность, или нет. «Мы обязаны оказывать медицинскую помощь абсолютно всем. Но если, например, в роддом поступила женщина без каких-либо документов, то медицинские работники сообщают об этом в правоохранительные органы», – рассказывает Инна Святенко. Как правило, у приезжих рожениц – с собой только паспорт на родном языке без перевода на русский. Популярными стали и случаи, когда карета «скорой помощи», не желая разъезжать по городу в поисках более-менее свободного роддома, просто высаживает беременную женщину на углу у первого попавшегося переполненного медицинского учреждения. Затем она сама идёт в приёмный покой, где отказать ей врачи просто не могут.
По данным Мосгордумы, в каждом районе нашего города по подвалам и чердакам проживают около 2 тыс. мигрантов. Поэтому неудивительно, что по заболеваемости туберкулёзом мы занимаем «почётное» 11-е место. Часто этот недуг наряду со СПИДом завозят сюда из стран СНГ.
«Пора как можно скорее начинать борьбу с нелегальной массовой миграцией. Если работодатели будут платить достойную заработную плату и создавать приемлемые условия труда, тогда привлечение мигрантов станет невыгодно», – считает лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Создание отдельных лечебных учреждений для приезжих Сергей Сергеевич считает неприемлемым и называет это расизмом.
Безусловно, у нас существуют специальные роддома для больных СПИДом и другими заболеваниями, угрожающими здоровью окружающих. Но больные женщины попадают туда не всегда. Если роженица поступила уже со схватками и скрыла факт наличия заболевания, тогда обеспечить безопасность становится проблематично. Да, риск есть всегда, даже несмотря на то что всех необследованных поступивших пациенток кладут в специальное отделение.
«С 2010 года Департамент здравоохранения Москвы лишил мигрирующих женщин возможности обследоваться у врачей за счёт государства. Раньше им выдавали бесплатные талоны на прикрепление к женским консультациям», – рассказывает Юлия Флоринская, эксперт Центра миграционных исследований. Таким образом, они шли рожать с уже выявленными заболеваниями.
Подобные талоны не были очень затратными для города и обеспечивали некую безопасность здоровью других рожениц. Но многие москвичи, зная о страшных недугах непрошеных гостей, всё равно не хотят, чтобы последние лечились за счёт казны и обслуживались в московских клиниках. Тем временем пользователи Интернета выносят предложение запретить въезд в страну людей без медицинской страховки. Но подобная идея вряд ли доживёт до практики, пока крупномасштабное пересечение границы нелегальными мигрантами выгодно работодателям.
Матери-кукушки
Большинство неустроенных женщин, приехавших на заработки, отказываются от своих новорождённых детей, оставляя их в роддомах. Причиной этому служат страх потерять работу или ужасные условия проживания, которые просто не дают малышу шансов на нормальное существование.
Не секрет, что приезжие порой снимают квартиру на несколько десятков человек, вместе мужчины и женщины. В подобных условиях нередки изнасилования, которые заканчиваются нежелательной беременностью. Однако, несмотря на это, женщины не спешат с абортом. Прервать беременность бесплатно они не имеют возможности. Для многих религиозные убеждения являются преградой. Им действительно легче выносить, родить и оставить ребёнка на попечение государства. Не стоит забывать и про менталитет: восточная женщина до смерти боится вернуться домой с внебрачным младенцем. Как поведут себя близкие? Тем более её муж, что остался на родине.
«А что остаётся нам? Мы должны воспитывать брошенных детей, делать из них российских граждан», – вздыхает экс-депутат МГД Андрей Ковалёв.
Чтобы избежать неприятностей с полицией, молодые матери часто сбегают из больниц сразу после родов или рожают самостоятельно в домашних условиях. Вызывают «скорую помощь» исключительно для того, чтобы, оказавшись в медицинском учреждении, оставить там младенца. И хорошо, если отдают детей в руки профессионалов, а не оставляют на лавочке в парке.
Опытные врачи сразу видят рожениц, которых можно отнести к «группе риска». Чаще всего малышей бросают женщины со строек, которым нужно как можно быстрее вернуться к работе, или наркоманки. За такими пациентками следят внимательнее: чаще заходят проведать или сажают медсестру на пост рядом с палатой.
Дети-отказники проводят порой до двух недель своей едва начавшейся жизни в роддоме. Им делаются все необходимые анализы, а затем юрист оформляет бумаги, и малыш переводится в «Дом малютки».
Точно сосчитать количество ненужных своим матерям детей, которые вскоре станут новыми полноправными гражданами нашей страны, очень сложно. Ещё сложнее понять, почему власти постоянно твердят о необходимости повышения рождаемости, но при этом так мало делают для своих граждан и так много для чужих.