Информатизация общества продолжает набирать обороты. В ближайшие месяцы в Москве появится электронная книга жалоб и предложений, в которой жители города смогут сообщить свои претензии по некачественному обслуживанию и просроченным продуктам в магазинах. Вместе с порталом, его рабочее название shop.mos.ru, ДИТ собирается создать приложение для смартфонов на базе iOS и Android стоимостью около 2 млн. рублей!
Напомним, что Московский департамент информационных технологий уже имеет опыт работы с подобными проектами. 16 декабря 2011 г. начальник департамента Артём Ермолаев рапортовал мэру столицы Сергею Собянину о создании официального портала «Дороги Москвы». На сайте, а также при помощи мобильных приложений граждане могли сообщить о нерабочих светофорах, фонарях, выступить с предложениями по организации движения, содержанию улиц, а также с просьбой по уборке брошенного автотранспорта.
Нужно сказать, что портал оказался достаточно востребованным. Настолько, что многие накопившиеся жалобы не успевают обрабатывать, и по некоторым проблемам воз и ныне там. К самой же работе приложений и сайта нареканий у граждан немного. Однако вопросов по выполнению хоть отбавляй. Вот, к примеру, комментарий одного из пользователей: «Отправил заявку на «неработающий объект освещения» у себя во дворе. На следующий день в её статусе появилась фраза: «Подтверждена, ждёт исполнения». Через неделю он поменялся на «выполнена, закрыта». Вот и всё. Никаких работ по устранению неисправности объекта освещения не произведено».
Согласно информации с официального сайта от 5 мая, в Москве имеется 1217 брошенных автомобилей, не работают 107 (!) светофоров и 17 светильников наружного освещения. А за неделю обработана лишь треть поступивших жалоб.
Пугает, что новая электронная книга жалоб будет работать как раз по аналогии с дорожным порталом. Также остаётся неясным, каким образом будут происходить проверки торговых точек, т.к. по законодательству можно совершать плановые проверки одной точки не больше одного раза в три года, чаще – только с обращения граждан. Причём для этого нужна санкция прокуратуры.
Михаил Аншаков, председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль», сообщил, что ничего плохого в нововведении нет. Однако плохо, что на это уйдут серьёзные бюджетные средства. К примеру, на свой сайт и приложения они потратили в районе 400 тыс. рублей (в пять раз меньше, чем планируют московские чиновники). Также он отметил, что для проверок недобросовестных торговых точек придётся проделать грандиозную работу, чтобы сообщения граждан принуждали чиновников к действиям. «Нужны совершенно другие усилия, чем просто создание нового портала и приложений для смартфонов», – говорит М. Аншаков. Тем более что в Интернете уже существует множество других сайтов с электронными книгами жалоб, которые почему-то наши правительственные организации не мониторят. В отличие от крупных торговых компаний, которые рассматривают любые жалобы и тем самым берегут свою репутацию. «На мелкие точки продаж введение нового портала влияния не окажет», – считает общественный деятель.
Стоимость приложения для смартфонов на базе оперативных систем iOS и Android, судя по заказу на сайте zakupki.gov.ru, составит около 2 млн. рублей. Цена и перспективность проекта вызывают недоумение в среде специалистов. Дмитрий Шляков, программист, высказывает такое мнение:
– Да, наши чиновники, как всегда, любят всё миллионами мерить. На сегодняшний день на рынке информационных технологий стоимость часа работы хорошего программиста-фрилансера варьируется в пределах 1200–1500 рублей в час. А в компаниях это где-то 2000–2500. Если взять 20 часов чистого рабочего времени (не думаю, что понадобится больше, скорее даже меньше), на каждое приложение – получаем 100 тысяч рублей. Учитывая, что проект планируется развернуть на базе готового портала, то разработчикам останется реализовать только базу данных, где будут храниться данные и программный интерфейс, через который они будут попадать на сайт. Это будет стоить где-то 150–200 тысяч рублей. Общая сумма одного приложения получается около 300 тысяч. А за два выходит лишь 30% от заявленной суммы.
Неужели оставшаяся сумма уйдёт на работу дизайнера? Получается, что граждане на свои налоги вновь получат красивую и не самую нужную вещь. Немногие имеют в своём распоряжении современный смартфон. Более того, не все узнают об этом приложении и вообще будут пользоваться им. К слову, приложениями для сайта doroga.mos.ru, о котором мы уже упоминали, пользуются всего около 12 тыс. человек. Всего же в Москве лишь 17% пользователей мобильной связи обладают смартфонами. Даже если к их числу прибавить тех, кто имеет планшетные компьютеры, – всё равно целевая аудитория у нововведения невелика.
К положительной стороне планируемых приложений можно отнести то, что они будут абсолютно бесплатны для скачивания. Да, возможно, они смогут «отбить» потраченные средства на разработку, как это сделал портал «Дороги Москвы», – всего по сообщениям граждан было вынесено штрафных санкций к подрядчикам на сумму около 8 млн. рублей за последний месяц. Но, учитывая перспективность нового проекта, хочется сказать – Россия щедрая душа!