Аргументы Недели → Город М № 7(299) от 22.02.2012

Машинам место под землёй

, 18:08

Столичные власти обещают решить проблему парковки в городе в течение пяти лет, согласно программе «Развитие транспортной системы города Москвы на 2012–2016 годы». По словам Собянина, в городе в прошлом году уже было создано 573 тыс. машино-мест, из них 72 тыс. – в капитальных гаражах. Сегодня в городе уже более 1,5 млн. парковочных мест разного типа, а в ближайшие годы их общее количество должно удвоиться. Теперь власти хотят отдать предпочтение механизированным стоянкам.

Автоямы

Для реализации вышеупомянутых программ сгодится всё, например, непопулярные «народные гаражи». Распродаются они с большим трудом. Ещё бы, стоимость парковочного места там сопоставима со стоимостью автомобиля. (В Европе, кстати, в подобных гаражах такое место не обязательно выкупать, его можно снять за вполне приемлемую плату.) Тем не менее в прошлом году в городе появилось 67 именно таких «антинародных» паркингов. А за 2012–2013 годы планируют построить ещё 262 многоэтажных монстра.

«Кстати, вопрос не только в цене, но и в том, что удалённость этих гаражей от дома обычно превышает разумные 10–15 минут ходьбы. Такое укрытие не нужно даже даром!» – считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства М.Я. Блинкин.

Теперь что касается механизированных стоянок. Их строительство малорентабельно и не представляет никакого интереса ни для сторонних инвесторов, ни для города, который вкладывался только в то, что приносит живые деньги. По мнению Блинкина, «чтобы привлечь инвесторов к строительству подземных механизированных парковок в центре города, необходимо, чтобы государство ввело драконовские тарифы на притротуарную парковку».

Но общество автомобилистов не считает поднятие этих тарифов целесообразной мерой. Основное количество машин припарковано на обочинах дорог, и оштрафовать всех за нарушение правил парковки невозможно. Необходимо сначала организовать достаточное количество перехватывающих парковок, удобно расположенных вблизи станций метро. Иначе машины так и будут бросать в переулках и на подъездах к центру».

Иностранный опыт

Настораживает то рвение, с которым власти хотят взяться за идею строительства механизированных парковок, да ещё и подземных, в то время как мировой опыт противоречит самой идее быстрого и незамысловатого сбора таких конструкций.

Так, построенную в Цюрихе в 2001 г. капитальную автоматизированную парковку пришлось вообще снести из-за невозможности решения возникших технологических проблем. Проектирование таких стоянок по сей день считается очень непростой, комплексной и дорогостоящей задачей.

«Пока все эти планы находятся на уровне разговоров. Несмотря на определённые преимущества, которые обещает нам подземная механизированная парковка, её строительство остаётся очень сложной и дорогостоящей задачей. Затратны как строительство самих гаражей такого типа, так и связанные с этим необходимые перекладки коммуникационных систем. Торопиться с принятием решений не стоит», – уверяет депутат МГД и эксперт по градостроительству Михаил Москвин-Тарханов.

По мнению же Алексея Клименко, «серьёзные вторжения в землю московского центра не нужны, потому что земля эта заболоченная, очень сложная с точки зрения гидрогеологии и прочих процессов. И вторгаться туда – это глупость. Надо прежде всего освободить центр Москвы от лужковского наследия, ведь наличие офисных комплексов с парковками только привлекает автомобилистов».

Аргументы Запада

В 2004 г. в Дрездене была построена самая экономичная в плане затрачиваемых площадей автоматизированная парковка. На площади размером 36,5 на 17,4 метров возвели 6-этажное строение высотой 14,5 метра, рассчитанное на 192 машино-места и оснащённое тремя въездами и выездами. Таким образом, удалось сэкономить практически половину площадей, необходимых для строительства парковок традиционного типа.

Дрезденский гараж очень органично вписался в облик города, за что и был награждён почётным призом. Преимуществами такой парковки являются её экологичность, хорошая шумоизоляция, а также высокая степень безопасности. Среди минусов: технологическая сложность, требующая немалых затрат на реализацию проекта, а также низкая ротация – приходится долго ожидать своей очереди отдать или забрать автомобиль, ведь время его доставки составляет 2–2,5 минуты. Заторы неизбежны! Но, несмотря на это, именно автоматизированные подземные гаражи считаются наиболее перспективными и необходимыми составляющими транспортной системы, поскольку они могут освободить жизненное пространство в исторических центрах крупных городов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram