История с заменой асфальта на плитку получила развитие. Проверка показала: две трети плиточного покрытия уложено некачественно. Но подрядчики вошли во вкус – планируется вымостить ещё 700 тыс. квадратных метров Москвы.
Напомним, главный довод Сергея Собянина в пользу плитки: в жару асфальт выделяет вредные испарения. «Действительно, так, – подтверждает эколог Борис Самойлов, заведующий лабораторией ВНИИ природы. – Особенно это касается больших площадей асфальта при недостатке зелёных насаждений и отсутствии проветривания, что наблюдается в Москве. При температуре от +28 градусов асфальт раскаляется и сильно портит атмосферу. Это способствует различным заболеваниям – и сердечно-сосудистым, и онкологическим. Сбиваются биоритмы, ухудшается иммунитет. Конечно, можно сказать, что вред от асфальта по сравнению с вредом от выхлопных газов невелик. А потому гораздо важнее было бы поменять структуру московских улиц, чтобы город проветривался. Но избавляться от асфальта – тоже хорошо».
Другое дело – как подходят к этому вопросу. Плитка уместна только там, где в зимнее время активно работают дворники. Бороться с гололедицей на таких территориях труднее, чем на асфальте. Например, вымощенную плиткой дорожку около станции метро «Октябрьская» и здания МВД приводят в порядок регулярно. А вот на дорожке в парке Сокольники плитка оказалась совершенно ни к чему – люди падают. Для зимнего облагораживания такого количества вымощенных территорий требуется много сил и средств. Ни в одном городе мира нет столько плитки, сколько задумали положить в Москве.
«Плиткой не только заменяют асфальт: Собянин кладёт её даже там, где асфальта и в помине не было, то есть в лесопарках, – продолжает эколог. – Это делается под предлогом того, что надо превращать леса внутри города в цивилизованные парки, – таков, дескать, европейский опыт. На самом деле весь цивилизованный мир ещё в 60-е годы отказался от этого пути. Напротив, на Западе предпочитают всеми силами сохранять остатки дикой природы в городах. У нас этой дикой природы пока гораздо больше, а власти губят её ради освоения средств».
Однако для плитки в центре города есть неоспоримый аргумент – эстетика. «Конечно, мостовые смотрятся гораздо лучше, чем асфальт, – говорит координатор движения «Архнадзор» Наталья Самовер. – Для Европы они более характерны: когда русские люди топали по грязи и доскам, европейцы ходили по брусчатке. Это многосотлетняя европейская традиция. Но кое-где в центре Москвы историческая брусчатка тоже присутствует, и ею стоит дорожить».
Москвичи дорожат. «Мимо собора Блаженного Василия, мимо стройки, где раньше была гостиница «Россия», – на Москворецкий мост, и я чувствую пятками, как асфальт под ногами сменяет брусчатка», – звучит в известном музыкальном клипе. Однако надо понимать: забота о старых мостовых и укладка новых – работы совсем разного масштаба. «В Москве крайне мало подрядчиков, которые могут квалифицированно укладывать плитку, – отмечает Н. Самовер. – Этот процесс стоило бы осуществлять постепенно, а не с наскока. Низкая квалификация подрядчиков приводит не только к халтуре, но и к откровенной профанации. Одну фирму поймали на том, что она пыталась выдать за брусчатку обычный бетон, расчерченный линиями. Было бы странно утверждать, что плохой асфальт лучше плохой брусчатки – но факт в том, что брусчатка дороже. О вреде плохой брусчатки для колясок и высоких каблуков сказано уже достаточно».