Аргументы Недели → Город М № 3(295) от 26.01.2012

За честное имя

, 17:57

В Москве может появиться улица Высоцкого. Противников у этой идеи практически нет – споры идут в основном о том, где быть этой улице. И улица ли вообще станет носить имя Владимира Высоцкого – может, это будет площадь или сквер, или целый парк?

Интернет-голосование в социальных сетях убедительно показало: улица Владимира Высоцкого в Москве, родном городе поэта, композитора, актёра – обязательно должна быть. С ноября за эту идею в разных социальных сетях успело проголосовать в общей сложности около 45 тыс. человек.

«Улица Высоцкого нам нужна, – считает депутат ГД Валерий Ракшин. – Я говорил это в советское время, говорю и сейчас. У меня к Владимиру Семёновичу особое отношение. Дело в том, что я – скалолаз со стажем, мастер спорта по альпинизму. Так вот поэт, который сам не совершил ни одного полного восхождения, очень точно передавал то, что чувствовали мы, когда поднимались в связке, перебирались через ущелья, мёрзли, но упорно продвигались вперёд. И я твёрдо знал, что на человека, с которым я совершил восхождение, могу положиться и в обычной жизни, – он не будет, говоря словами песни: «и не друг, и не враг, а так».

Официальной реакции из мэрии и Мосгордумы на обращение организаторов акции пока нет, но ясно: вряд ли кто-то станет публично возражать против увековечивания памяти человека, который и спустя тридцать с лишним лет после своей смерти сумел остаться для многих кумиром и примером творческой свободы... «Если народ решит, что такая улица нужна, мы, конечно, проголосуем за это решение», – заверяет депутат МГД Андрей Метельский.

Что ж, народ мнение своё высказал, пусть и виртуально, нажимая кнопку «нравится» в соцсетях в ответ на обращение инициаторов: «Улицы с именем Высоцкого есть в Самаре, Екатеринбурге, Бузулуке, Томске, Днепропетровске, Одессе, Котовске, Астане и городе Пыть-Ях (!) Ханты-Мансийского автономного округа. А также в Болгарии и Германии. Но улицы Высоцкого нет в Москве, хотя этот важный для России актёр и поэт родился именно здесь, а не в Котовске. Зато в Москве есть, к примеру, улица Барболина, улица Соломенной Сторожки и 4-я улица 8-го Марта. При всём уважении к юному участнику боёв 1917 года, Нуф-Нуфу и Кларе Цеткин пора что-то менять».

Ещё в 2007 г. в московскую мэрию уже поступало подобное предложение от Григория Явлинского: дать имена Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы двум улицам в центре Москвы – Большой Коммунистической и Октябрьской. Тогда с городскими властями договориться не удалось, хотя впоследствии Большая Коммунистическая всё-таки была переименована в улицу Александра Солженицына. «Сейчас мало кто об этом переименовании помнит, быстро всё затихло, – говорит режиссёр Борис Грачевский. – И для Высоцкого в Москве можно найти достойное место. Для меня лично важнее то, что осталось в душе после того, как не стало Владимира Семёновича. И в меньшей степени – по какому именно адресу и на какой стене появится у нас ещё одна памятная доска. Во время похорон поэта в 1980‑м я был на площади рядом с театром. Глядя на эту массу людей, честно скажу, думал: вот сейчас покричат, поплачут и… забудут. А смотрите, как он мощно вошёл, и я уверен, навсегда вошёл в русскую литературу».

Логику городской комиссии по переименованиям понять непросто: в столице нет улиц Чехова, Булгакова, Лермонтова – зато осталась улица Демьяна Бедного... «У нас должны быть улица Мандельштама или площадь Ахматовой. И Высоцкого! – уверен адвокат Генри Резник. – Таких людей в истории Руси было немного. В городе достаточно мест, переименования которых почти никто не заметит, а когда это случится, возможно, даже люди порадуются. Власти тоже, полагаю, не будут чинить препятствия. Высоцкий всеобщий любимец. Сейчас уже многие поняли, что он гениальный человек».

В своё время не прошла идея дать одной из улиц имя Николая Озерова. Говорят, Лужков был почему-то против. Однако есть в жизни справедливость – недавно в Мосгордуму поступило предложение закрепить в каком-то из названий имя Юрия Лужкова, но городское Законодательное собрание отказалось это сделать. «Хотя бы потому, что не прошло ещё трёх лет после ухода бывшего мэра, – объясняет депутат МГД Сергей Гончаров. – Порядок есть порядок. К тому же не все этого достойны. Высоцкий достоин, но, к сожалению, для многих молодых людей это имя сегодня мало что значит. А жаль. Поэтому, полагаю, Москва обязательно должна увековечить его память. Я почти уверен, что положительное решение этого вопроса не вызовет среди депутатов принципиальных разногласий. Потребуется, правда, некоторое время для выработки решения и прохождения его по инстанциям».

В правительстве Москвы к переименованиям подходят с практической точки зрения. Напоминают, что стоит это недёшево, и ещё намекают, что расширение столицы далеко за МКАД открывает для желающих давать улицам имена известных людей широкие возможности.

«Да вся труппа Театра на Таганке во главе с Любимовым, буквально каждый её актёр был своеобразен и представлял собой интерес, – говорит Борис Пастернак, член координационного совета при главном архитекторе г. Москвы. – Это, на мой взгляд, не значит, что надо переименовывать улицы в центре. А в новых районах, где не хватает и памятников, и имён для улиц, – милости просим».

На самом деле в центре достаточно улиц с не слишком «говорящими» названиями. Например, «Дом Высоцкого» расположен по адресу Нижний Таганский тупик – почему бы не переименовать и его? Актриса Алла Демидова считает, что поблизости от Театра на Таганке есть и другие улицы, названия которых можно было бы изменить: какая-нибудь из Радищевских, скажем. А если не в районе Таганки, то у Малой Грузинской, где Высоцкий жил... «Я бы назвал его именем Таганскую площадь. Я вспоминаю день, когда вся Москва оплакивала Володю именно на этой площади рядом с его театром. И эта энергетика, как живая память, там и осталась, – считает адвокат Владимир Жеребенков. – Пусть это место станет площадью Высоцкого».

Интересный поворот темы без переименования улиц и площадей предлагает публицист Татьяна Москвина: «Знаете, на окраине Парижа разбит парк Жоржа Брассанса, где выступают барды. Можно петь или слушать, отдыхать. Пусть в Москве будет парк Высоцкого. Да, я за парк».

Ещё масштабнее идея у журналиста и телеведущего Дмитрия Диброва: «Я бы переименовал в проспект Высоцкого Ленинский проспект. Большая прямая трасса, по которой он ездил к себе на дачу в Ватутино. Ну а если без политики – можно переименовать Профсоюзную улицу. Вообще многие фигуры спорны: кто-то любит Ельцина, кто-то Горбачёва, кто-то чтит Ленина, а кто-то его ненавидит... А вот Владимир Семёнович пользуется настоящей всенародной любовью. Он объединяет Россию, как Пушкин, если хотите, – и этот процесс сейчас на вес золота».

Честность – ключевое слово, которое произносят чаще всего, когда говорят о Высоцком. «В любые времена трудно сказать правду, – подчёркивает космонавт Игорь Волк. – Помните строчку Высоцкого: «ни единою буквой не лгу»? Именно так и проходили его концерты. Так он писал песни и стихи. Иначе не мог, за это и страдал». За это тысячи людей его помнят, любят и считают, что улицы имени Высоцкого Москва достойна.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram