Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 2(294) от 19.01.2012

От членовоза к едромобилю

, 18:50

Идея пересадить главных столичных чиновников на отечественные автомобили в очередной раз посетила патриотические умы. Сегодня речь идёт о том, чтобы  высшие московские чины поменяли свои представительские «Мерседесы» на обновлённые «ЗИЛы». Для этого надо как минимум помочь возрождению завода им. Лихачёва – в прошлом монстра нашего автопрома, а заодно поднять престиж  нашего автомобилестроения. Увы, до сих пор подобные планы помогали поднимать и осваивать лишь миллиарды бюджетных средств.

«ЗИЛы»-лимузины

Сторонников вернуться к ЗИЛам-лимузинам уже немало. Есть поручение президента детально изучить вопрос закупки для автопарка управделами новых автомобилей этой марки. Что касается премьер-министра, то он оценил проект как «интересный» и выразил убеждение, что госслужащие охотно пересели бы на «ЗИЛы».

Ратует за них и Анатолий Сердюков. Возможно, потому, что у этой машины всегда была репутация «танка». Степень её броневой защиты была такова, что пробить корпус было практически невозможно. Ни разу во время жёстких испытаний не удавалось даже перевернуть этот лимузин. При своей тяжести он был достаточно быстрым – умел разгоняться до 100 км/ч за 13 секунд благодаря восьмицилиндровому двигателю объёмом 7,7 л и мощностью 400 л. с. в последних моделях.

Зато бензина такая махина кушала очень много: сто литров на сто километров, но кто его жалел для «членовозов». Уже в 1967 году в суперЗИЛах появились электростеклоподъёмники, кондиционеры, центральная блокировка дверей, электрорегулировка кресел – немыслимые механизмы для отечественного производства.

Однако сможет ли ЗИЛ сегодня конкурировать с мировыми производителями машин представительского класса? Сможет ли догнать их, умчавшихся далеко вперёд?

«Завод Лихачёва – известный бренд, – уверен депутат ГД Евгений Фёдоров. – В мире он ассоциируется с надёжностью, порядком, с сильным Советским Союзом, с Кремлём – и рынок сбыта для нашего лимузина, скорее всего, найдётся. А какая технология будет подложена под этот бренд – другой вопрос, которым занимается особый вид бизнеса».

На ЗИЛе к возрождению выпуска «броневиков», замороженному 20 лет назад, отнеслись оптимистически. Заявили: «Всегда готовы!» И если разворачивание производства автомобиля с нуля отняло бы лет пять, то на заводе им. Лихачёва в старом цеху это заняло бы вполовину меньше. Внешний вид, узнаваемую стилистику лимузина-«танка» специалисты предлагают не менять, а вот начинку хотят сделать самой современной. Для этого использовать, как это было и в советских представительских машинах, западные технологии и детали.

«В автомобилестроении мы всегда брали лучшее за границей, – говорит адвокат Владимир Жеребенков. – «Победу» мы передрали у немцев, «Жигули» – у итальянцев. Наш уазик – это «Виллис», «Волга» – сборная солянка разных иномарок того времени. Смысла создавать что-то принципиально своё я не вижу никакого, потому что безопасность будет низкой, эксплуатация дорогой. Идею пересадить чиновников на отечественные авто основывают не только на патриотизме, но и якобы на экономии. На самом деле для неё надо прежде всего сократить количество чиновников. И пересадить их на общественный транспорт – ближе к народу».

Сегодня машина №1 в кортежах высших российских чиновников – Mercedes S600 Pullman Guard, стоящий 22 млн. рублей. На ЗИЛе подсчитали, что их лимузин будет стоить всего 9 миллионов. Но скромно умолчали, сколько миллиардов бюджетных средств потребуется на возрождение производства на этом предприятии, давно пребывающем почти в летаргическом состоянии.

Скорее мёртв, чем жив

На сегодняшний день долг этого столичного предприятия составляет 8 млрд. рублей. Два из них были получены в сентябре прошлого года от правительства Москвы. На заёмные средства заводу удалось запустить простаивавший более двух лет конвейер, купить в США кое-что из необходимого оборудования. Вливания средств из городской казны, безусловно, не спасут ЗИЛ. В лучшем случае они помогут ему как-то прожить до появления серьёзного инвестора. Самым серьёзным могло бы стать государство с его заказом на «едромобили» – поэтому тут с таким энтузиазмом отнеслись к планам возобновить производство.

«Если бы это удалось, то стало бы огромным плюсом не только в плане престижа и имиджа государства, но и в отношении развития производства, технологий, а также создания новых рабочих мест, – считает и Александр Золотов, генеральный директор РОСНИИТ. – Решением проблемы могло бы послужить приобретение пакета акций завода государственной корпорацией «Ростехнологии».

Без участия государства в таких масштабных технологичных проектах обойтись невозможно. Только у него хватит сил и средств, чтобы принять те экстраординарные меры по спасению, в которых нуждается ЗИЛ. Прежде всего это возрождение конструкторского бюро и цеха по производству ВИП-машин. Это можно было бы оставить в Москве, на прежнем месте. А вот сборочные конвейеры, производство комплектующих стоило бы вынести на периферию. Повторюсь: главное – конструкторское бюро, мозги, технологии».

Однако на данный момент главной ценностью ЗИЛа является его огромная территория практически в центре столицы. Есть идеи использовать эту землю под самые разные проекты – от хранилища музейных фондов до студенческого городка. «Все страны мира поддерживают своих производителей теми или иными способами. Но не надо доходить до маразма. Если за столько времени мы не смогли возродить ЗИЛ, то надо эти попытки прекратить и заниматься более разумными и правильными вещами, например, созданием инфраструктуры в городе, – убеждён Александр Закандырин, председатель общественного движения «Наша столица». – ЗИЛ давно превратился в территориальный резерв для решения многих проблем Москвы. Эта огромная территория годится для жилищного строительства по доступным для москвичей ценам, для мелких производств, которые не считаются вредными».

По долгам московскому правительству ЗИЛу так или иначе придётся расплачиваться, и, похоже, ему придётся всё же делать это своей территорией. Потом, чтобы отбить вложенные средства, на ней, скорее всего, разместят не социальные или культурные объекты, а коммерческие – как обычно.

Подъём с откатом?

Кто станет выделять и распределять миллиарды на восстановление ЗИЛа, если такое решение будет принято, – вопрос не праздный. «Скорее всего, деньги на ЗИЛ пойдут через Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства, – уверен Александр Закандырин. – А департамент этот недавно отличился. Его руководителя господин Собянин был вынужден уволить в июле прошлого года за провал работы и за тотальную коррупцию внутри самого департамента и его предприятий, которые были очень далеки от своей уставной деятельности, а занимались сдачей помещений в аренду, организацией саун, шиномонтажа и прочим. И, если эти люди не могут разобраться с миллионом рублей субсидий для малых предпринимателей, как они будут заниматься поддержкой ЗИЛа как промышленного предприятия?»

Коррупционная составляющая сильно увеличит убытки от этой затеи, не сомневается и адвокат Владимир Жеребенков: «Все эти проекты для того, чтобы распилить деньги. Стране это экономически невыгодно, поэтому сомнительные идеи приукрашивают патриотической пилюлей: типа поддержим отечественного производителя, ведь у нас должно быть всё своё».

«За этими инициативами стоят чьи-то конкретные интересы, кто-то хочет получить госзаказ, а кто-то откат, – подчёркивает Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко». – Они что-то закупят, что-то произведут, а потом даже, может быть, какое-то время на этом поездят. Или не поездят. Но в любом случае поставят надолго в ремонт. А потом, уже без всякого пиара, снова закупят импортные лимузины, которые, разумеется, существенно превосходят отечественные».

Так, дополнительными расходами для бюджета может обернуться собранная из патриотизма и ностальгии по прошлому идея нового отечественного лимузина.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram