Как заявил заместитель мэра столицы Марат Хуснуллин, центр города (территорию вблизи Кремля) нужно закрыть для машин. Речь идёт о следующих улицах: Пятницкая, Маросейка, Болотная, Ильинка, Покровка, Чистопрудный бульвар и другие части Бульварного кольца, а также многие переулки.
Разумеется, полностью закрыть улицы невозможно: в магазины должны доставляться товары, в офисы – оборудование и т.д. Кроме того, нельзя отказаться от наземного общественного транспорта и обходиться одним лишь метрополитеном: существуют чёткие нормы, регламентирующие расстояние между остановками и станциями метро. Какими правами должны обладать автовладельцы, проживающие на этих улицах, – остаётся неясным.
«Конечно же в Москве, особенно в центре, не хватает пешеходных зон, – комментирует координатор движения «Архнадзор» Наталья Самовер. – Мало мест, где можно спокойно гулять и не бояться, что задавит машина. Европейские города в этом отношении резко отличаются от нашей столицы в лучшую сторону. В Москве мало возможностей для так называемой общинной жизни, для праздничных общественных мероприятий, кроме совсем больших площадей. К тому же пешеходные зоны всегда обоснованы экономически: туда стекается бизнес для обслуживания гуляющих, в том числе и в сфере культуры, появляется множество туристов. Другое дело – какие улицы должны быть пешеходными? Озвученный список вызывает сомнения. В частности, Покровку представить пешеходной невозможно. Гораздо логичнее было бы закрыть для машин Варварку и оставшуюся часть Кузнецкого Моста».
Другая сторона вопроса – экологическая. Памятники архитектуры в загазованных местах разрушаются в разы быстрее, чем в сельской местности. К тому же из-за радиально-кольцевой структуры Москвы центральные районы проветриваются хуже всего и страдают особенно сильно. «Логика в обсуждаемой инициативе присутствует, – говорит Николай Пальгунов, президент Гильдии экологов России. – Не надо думать, что во всём городе один и тот же уровень загазованности и что нельзя понизить его в отдельно взятом месте. Очень даже можно. Согласно измерениям, которые провёл Мосэкомониторинг, основные загрязнения воздуха наблюдаются в радиусе ста метров от главных магистралей. Уберите проезжую часть – и воздух в этом месте станет чище, бесспорно. Вопрос в том, насколько чище. Чтобы точно выяснить экологическую целесообразность своей затеи, мэрия должна обратиться к специалистам за вычислениями».
Транспортники восприняли идею в основном негативно. «Очень странная и пугающая затея, – считает Михаил Барышев, генеральный директор Центра исследований транспортной инфраструктуры. – Дело не только в том, что увеличится и без того колоссальная нагрузка на оставшиеся улицы. Но и в том, что для некоторых улиц (например, для Покровки) альтернатив вообще нет. К тому же непонятно, почему решили начать с Чистопрудного бульвара. Китай-город находится ближе к центру – на нём и экспериментируйте: закройте и посмотрите, что получится. Вспоминается 1980 год,
когда из-за Олимпиады был запрещён въезд в Москву. Нет машин – нет проблем. Закрыли бы и теперь весь город целиком, что мелочиться?»
«Нетрудно понять, в чьих интересах это делается, – говорит депутат Госдумы Игорь Эдель (комитет по транспорту). – Правящий класс старается ради себя. Те, кто живёт на этих улицах, всё равно продолжат по ним ездить. О «мигалках» говорить вообще не нужно. Лоббировать такое решение могут федеральные структуры, чьи здания расположены в центре. Трудно найти автолюбителя, который будет это приветствовать. Пусть М. Хуснуллин выйдет из своего автомобиля в пробке и объявит, что намерен закрыть ещё пять улиц, а мы поглядим, что от него останется».
Как отмечает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, в настоящее время решение не может быть принято по объективным причинам. «Такие суждения чиновников вызывают большой резонанс, и все начинают воспринимать их как нечто непреложное, тогда как на деле они не всегда осуществимы, – говорит он. – Город не готов к этому. Нет достаточного числа парковок для автомобилей, чтобы можно было оставить их, не доезжая до центра. Нет комфортного общественного транспорта. Сама по себе идея увеличить пешеходную зону в центре города очень хороша, но делать это второпях недопустимо. Да и невозможно».