Судьба Кругового депо на Комсомольской площади, по-видимому, скоро будет решена привычным способом. Защитники исторического облика Москвы всё ещё пытаются отстоять здание, являющееся выявленным объектом культурного наследия, в то время как представители РЖД в своих заявлениях целенаправленно стараются запутать общественность.
На защиту памятника встал академик, секретарь Общественной палаты Евгений Велихов, обратившись с письмом к мэру Москвы Сергею Собянину и президенту РЖД Владимиру Якунину с просьбой «не допустить уничтожения уникального объекта отечественного культурного наследия и истории железнодорожного транспорта». В ответном письме за подписью начальника Департамента капитального строительства РЖД Алексея Тихонова заверили, что в РЖД снос Кругового депо не планируют. Однако через несколько дней Владимир Якунин в своём блоге бескомпромиссно заявляет: снесём! Президент РЖД, являющийся ещё и председателем Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного вовсе не считает Круговое депо памятником.
Неплохо сохранившееся уникальное историческое сооружение, возведённое в 1846 г. по проекту Константина Тона, автора храма Христа Спасителя, появилось ещё до строительства самого здания вокзала. Депо вместе с внушительных для того времени размеров водонапорной башней, которая впечатляет и сегодня, стало первой железнодорожной постройкой. Фигурный кирпич, сводчатые перекрытия, которые редко встречаются в промышленной архитектуре, можно сохранить, восстановить утраченный железный купол, привести в порядок прилегающую территорию.
В Европе подобные сооружения становятся культурно-историческими центрами, музеями или даже театрами.
Однако РЖД настаивает на сносе. Всему виной спорный, никак не согласующийся с Генеральным планом развития Москвы проект, по которому количество поездов Крюковского направления должно увеличиться с 73 пар поездов в сутки до 113. Для этого необходима прокладка дополнительных путей, которые непременно должны проходить через середину здания Кругового депо.
В Архнадзоре проверили доводы РЖД и пришли к выводу, что «прокладываемый путь не нужен ни сейчас, ни в перспективе». По словам координатора движения Юрия Егорова, в 1980-е годы по данному маршруту уже ходило 113 пар поездов. «Никаких изменений станции «Москва» не производилось, то есть ничего не убиралось и не прибавлялось. В РЖД просто взяли старые данные и написали максимальную цифру. Кроме того, в Генплане развития Москвы прописано создание Курско-Октябрьского железнодорожного диаметра в ближайшие 3–5 лет. Таким образом, значительная часть электричек будет перенаправлена по эстакаде от платформы «Рижская», которая находится на расстоянии 2–2,5 км от платформы «Москва», в район платформы Каланчевская, то есть с Октябрьского направления будет перенаправляться на Курский вокзал», – аргументирует Юрий Егоров
Спорным проект является ещё и потому, что разрешение на его реализацию было получено в Главгосэкспертизе России без предоставления от РЖД информации о наличии памятника в зоне предполагаемого строительства, что, по сути, является нарушением закона. «Следовательно, никакой юридической силы оно иметь не может и должно быть отозвано. Сегодня мы ждём окончательного заключения от Москомнаследия о переводе памятника из выявленных объектов в региональные. С этой целью туда была направлена историко-культурная экспертиза Андрея Баталова, заместителя директора музеев Московского Кремля по науке», – добавляет Егоров.
Однако процесс прокладки железнодорожных путей идёт полным ходом, всё больше приближаясь в объекту культурного наследия. Можно ли ещё надеяться, что заброшенное, превращённое в торговый склад величественное сооружение не станет очередной жертвой экскаваторов?