Столичные власти заявили о желании оценить качество асфальта на городских магистралях. В ближайшее время эксперты-дорожники начнут работы на МКАД и Третьем транспортном кольце. На реализацию проекта выделено 75 млн. рублей. Однако в его целесообразности есть серьезные сомнения.
По мнению экспертов, затеянную экспертизу можно объяснить в первую очередь стремлением городской администрации отвести от себя гнев мэра по поводу плохих дорог. В июле этого года крутой на расправу С. Собянин устроил разнос руководству одного из районов в Северном округе, где обратил внимание на многочисленные выбоины в асфальте. Поэтому стремление с цифрами в руках отчитаться о высоком качестве дорог выглядит вполне естественным. Кроме того, можно предположить, что властям интересно выяснить, есть ли возможность экономить на ремонте столичных трасс. Впрочем, на этот вопрос экспертиза, скорее всего, ответа не даст.
«В нашей стране нет утвержденных норм расходования средств на эксплуатацию дорог, – рассказали «АН» в институте «Союздорпроект». – Не так давно наш институт занимался проектированием ЦКАД. Мы решили выяснить, какое покрытие будет более экономичным в эксплуатации: на основе асфальта или на основе цемента. Однако из-за отсутствия четких норм сделать расчеты не получилось. Поэтому какую экспертизу ни проведи, крайне сложно понять, сколько денег потребуется на содержание данной магистрали».
Также пока не совсем ясно, как именно проверяющие собираются оценивать дороги. Сейчас заявлено о том, что оценке подвергнутся состав асфальтобетона и качество его укладки. Однако, как рассказал «АН» заведующий Центральной лабораторией РосдорНИИ Юрий Розов, нецелесообразно обращать внимание только на дорожное покрытие – верхнюю «одежку» магистралей. Очень многое зависит и от состояния основания дороги. По словам эксперта, если несущий слой некачественный, какой асфальт ни положи – выбоины и ямы будут появляться постоянно. Однако капитальный ремонт дорог – удовольствие затратное. На него требуется как минимум в три раза больше средств, чем на замену асфальта. К слову, о том, будут ли в ходе экспертизы оценивать качество несущего слоя, представители городской администрации не говорили.
По планам Департамента ЖКХ, который курирует работы, экспертизу планируется закончить уже к концу года. Однако ученые-дорожники утверждают, что за столь короткий срок (всего 4 месяца) вряд ли можно будет получить объективные данные. Например, по словам специалистов института «Союздорпроект», для того чтобы в полной мере оценить качество покрытия, нужно изучить процесс замерзания и последующего оттаивания дороги. До декабря столичные магистрали замерзнуть и оттаять явно не успеют. А значит, стопроцентного качества от предстоящих работ ждать, увы, не приходится.
Вызывает недоумение и еще один любопытный факт. Качество дорожного покрытия чиновники решили проверить аккурат после того, как заместитель мэра Петр Бирюков отчитался С. Собянину об успешном ходе ремонта столичных магистралей (всего в новый асфальт «оделись» более 20 млн. кв. м дорог). Поэтому затеянная чиновниками «экспертиза» выглядит более чем странно. Зачем проверять асфальт, который положили пару месяцев назад? Наши эксперты ответа на этот вопрос так и не нашли.
Дополнительный аргумент
«Безусловно, экспертиза дорог – дело хорошее. Однако мэрия тратит деньги не совсем правильно, – утверждает Андрей Чепенко, эксперт независимой организации. – Столичные «кольца», на мой взгляд, вполне благополучны и дополнительных проверок не требуют. Лучше бы чиновники обратили внимание на магистрали на окраинах города, где качество дорожного покрытия угрожающе низкое. На окраинах очень много большегрузного транспорта, дороги там изнашиваются гораздо быстрее, а внимания к ним куда меньше, чем к той же Московской кольцевой. Вот где надо работать!»
Не меньше нареканий вызывают и столичные дворы. По словам Чепенко, там используется самый низкосортный асфальт, а за качеством работ никто не следит. По словам эксперта, не так давно он стал свидетелем вопиющего случая в Южном округе. Там в одном из дворов новенький асфальт укладывали прямо на землю. Какое уж тут качество…