Очередной пятилетний план по строительству жилья в Москве был принят на днях столичным правительством. Озвученная внушительная цифра в 13 млн. новых квадратных метров, если поделить ее на годы, на деле означает почти двукратное снижение темпов строительства по сравнению с докризисным периодом. Причем из бюджета будет оплачена лишь четверть новостроек – в остальном мэрия полагается на инвесторов.
Девяносто тысяч семей въедут в новые квартиры либо получат субсидии на них до конца 2016 г., если новая столичная программа «Жилище» будет выполнена, – пообещал новый мэр. Планируется вводить в строй 2,5 млн. кв. метров жилья ежегодно. Это больше, чем прошлогодние 1,77 млн. кв. метров, но меньше, чем до кризиса. В ту пору дома росли в Москве как грибы, по 10 млн. кв. м в год.
Догонять и перегонять Лужкова в этом отношении Собянин не собирается. Программа отражает реалии сегодняшнего дня, в команде нового мэра работают опытные экономисты, трудившиеся в свое время и над федеральными проектами. «В программе Собянина «Жилище» четко описана динамика строительства и реконструкции зданий в Москве, – подчеркивает Евгений Федоров, председатель комитета ГД по экономической политике и предпринимательству. – Городской администрации важно сегодня задать определенный темп работы строителям, проектировщикам и наглядно продемонстрировать жителям основные точки приложения сил. Эти планы показывают точечные, конкретные направления будущих инвестиций».
Расселят всех
К концу 2016 г. строителям предстоит сдать в общей сложности 13 млн. кв. м жилья, на что потребуется свыше 2 трлн. руб., из них 1,4 трлн. – из внебюджетных источников и порядка 700 млн. руб. будет выделено из городского бюджета. Казенные деньги пойдут прежде всего на квартиры очередникам, расселение жильцов из аварийных домов и хрущевок. Кроме того, на капитальный ремонт, который, как выясняется, требуется половине московского жилого фонда. Посчитали эксперты и замену лифтов, благоустройство дворов, ремонт подъездов.
К сожалению, программа не затрагивает вопрос кадров. «Если будут заняты те строители, которые последние 10 лет возводили в Москве жилье, то качество вряд ли изменится к лучшему, – уверен Михаил Сидоров, доктор экономических наук, профессор. – Всякая программа должна подкрепляться кадровым обеспечением. Потому что реализовывают любые дела люди, профессионалы. Необходимы меры по укреплению и обновлению кадров, подготовки повышению их квалификации».
Видимо, это отдано на откуп инвесторам, которым правительство и доверит в основном возведение жилья – планируется заключить с коммерсантами от строительства порядка 500 инвестконтрактов. Главной своей задачей городские власти считают координацию их работы. «Целевой программный метод прокладывает магистральные пути в развитии столицы, – объясняет депутат МГД Михаил Москвин-Тарханов. – Это не догма. Программа выполняется – значит, все в порядке. Программа идет плохо – либо бросаем на нее дополнительные средства, либо сокращаем. С этого года переносим задачи на следующий. Это ручная техника управления. На автомате у нас ничего не работает...»
Мэр пообещал оставить в родных районах жильцов хрущевок, предназначенных на снос. Самой последней, уточненной датой раньше называли начало 2014 года. Однако реалист Собянин и его команда рассчитали – успеть можно только к концу 2016-го, но это уж наверняка.
Снести предстоит 413 домов общей площадью 1,6 млн. кв. метров. За 166 пятиэтажек возьмутся инвесторы. Взамен построят 633,7 тыс. кв. метров. Все, что требуется от коммерсантов, – не увеличивать слишком сильно плотность застройки. Новых площадок будет ровно столько, чтобы инвесторы смогли лишь окупить строительство, продавая квартиры, оставшиеся после заселения жильцов снесенных домов.
Сергей Собянин, заступив на свою нынешнюю должность, не стал бы давать ничем не подкрепленные обещания, уверен депутат МГД Сергей Гончаров: «Огромную Москву пора приводить в порядок. Новый мэр понимает: по-старому уже нельзя, система себя изжила, завела город в тупик. Поэтому пора идти по новому пути».
Новым путем становится слегка подзабытый старый: возврат к идее бездотационных домов. Это некоммерческое жилье для людей с низким доходом, которые не могут купить себе квартиру даже по самым льготным городским расценкам, не в состоянии взять кредит или даже беспроцентную ссуду. В таком случае жилье станет предоставляться на условиях социального найма. Его нельзя будет приватизировать. Фактически оно дается в аренду по некоммерческим ставкам: так, съем однокомнатной квартиры в том Подмосковье, которое теперь становится Москвой, будет стоить примерно 4,5 тыс. руб. в месяц вместо рыночных 25.
Впервые такое жилье стали предлагать очередникам в 2008 году. Но идея реализовывалась вяло, люди неохотно соглашались на аренду, пусть и недорогую. Неизвестно, как воздействуют на тех, кто годами стоял за жильем, на этот раз. Но в мэрии твердо надеются расселить практически всю очередь, сформировавшуюся до 2005 г., а это около 30 тыс. семей, или 120 тыс. человек, в бездотационные дома. В ближайшие пять лет в столице планируется возвести 424 тыс. кв. м такого жилья – и сформировать наконец цивилизованный рынок найма квартир.
«За последние десять лет граждане РФ купили и получили от государства 5 миллионов квадратных метров жилья, – рассказывает Евгений Федоров, председатель комитета ГД по экономической политике и предпринимательству. – Из них две трети квартир предоставлено бесплатно. А в среднем в стране в год строится 60 миллионов квадратных метров жилья. На фоне этих цифр планы столичного мэра вполне реалистичны. У Москвы больше возможностей найти средства и необходимые территории. Прежде всего есть резервы в старых границах города. А новые присоединяемые районы позволяют через пару лет и там развернуть масштабное строительство. Например, в сторону юга».
Городские власти надеются: в бездотационные дома станут охотно переезжать обитатели коммуналок. Для них есть хорошая новость: пока такое жилье планируется строить в пределах МКАД, хоть и в ближних к кольцевой автодороге районах.
Аргумент оппозиции
Депутат МГД Андрей Клычков:
– Пока московская программа «Жилище», озвученная мэром, вызывает у меня больше вопросов, чем ответов. Насколько целесообразно объединять в одном документе несколько программ, существовавших ранее и не увенчавшихся успехом? Ведь, к примеру, сроки окончания сноса панельных пятиэтажек и капремонта домов переносятся уже несколько лет, а часть молодых семей «благодаря» поддержке городских властей в рамках целевой программы стали обманутыми дольщиками жилья... Вызывает сомнение также финансирование новой программы. На мой взгляд, конкретные цифры озвучивать несвоевременно и не совсем корректно, так как бюджет утверждается Московской городской думой. Пока бюджет на следующий год не рассматривался, поэтому озвученные цифры – это лишь планы, а они еще могут существенно измениться. Нужно учитывать и проект расширения Москвы, который дополнительно потребует колоссальных вложений. Помимо решения жилищных проблем в существующей Москве будет необходимо их решать и на присоединяемой территории. Я очень сомневаюсь в том, что московский бюджет потянет все громкие проекты, затевающиеся накануне выборов. Вполне возможно, что после выборов новую федеральную программу «Жилище», а вместе с ней и региональные, будет ждать то же, что и ее предшественницу, которая не улучшила ситуацию в жилищной сфере.
На новых территориях
Для очередников основная массовая застройка пока планируется в районе Люберецких полей. «Резервы площадей для масштабного строительства, заложенного в программе, в городе есть, – считает Константин Апрелев, вице-президент Российской гильдии риэлторов. – Это прежде всего территории убыточных и разоренных предприятий. Известно, что две трети таких площадей города сегодня используются неэффективно. Промзоны занимают примерно пятую часть всей московской земли. Ликвидировать их надо масштабно, иначе они превращаются в бомжатники.
Даже если места заражены промышленными отходами, санировать их дешевле, чем осваивать новые земли, где надо заново прокладывать все коммуникации. Например, в Марьине в свое время успешно освоили под строительство новых районов поля аэрации. Так и сегодня надо поступать с территорией ЗИЛа, АЗЛК…»
Однако огромная территория, бывшее ближнее Подмосковье, которую получает Москва, – кусок лакомый. Наверняка он будет застраиваться гораздо активнее, чем раньше. В мэрии предполагают: это в том числе нормализует ценовую политику на жилье. И, учитывая масштабность присоединенных территорий, плотность застройки там будет в 50 раз меньше, чем в столице.
Пока нет даже концепции развития этих земель, не говоря уже о конкретных планах, но можно не сомневаться – вскоре они появятся.
«На первый взгляд такое громадье планов «в одном флаконе» хочется назвать прожектами, – говорит Василий Кирилов, кандидат юридических наук. – Скорее всего, это предвыборные ходы, имеющие цель успокоить москвичей. Или наше городское чиновничество не связывает планы с экономическим положением основной массы граждан в стране и непосредственно в столице».
В любом случае перспективный взгляд в будущее мегаполиса, безусловно, необходим. И не просто взгляд, а четкая продуманная концепция развития. Причем лучше, если планы в градостроительстве будут смелыми и масштабными. Главное, чтобы они не слишком отрывались от земли и не споткнулись о коррупцию. Иначе им так и суждено остаться на бумаге.